Изготовление меча: описание технологии и материалы. Японская ковка мечей Ковка шпаги

Японские мастера и ценители выделяют три основных составляющих красоты меча – это дзиганэ (поверхностная сталь), хамон (линия закалки) и катати (форма клинка).

Многие могут подумать, что самое сложное в изготовлении меча – это ковка его формы, однако, на самом деле, основная и наиболее трудоемкая часть всего процесса – подготовка материала.

Подготовка к работе начинается с того, что кузнец колет уголь. Традиционно используется сосновый (древесный) уголь, но в последнее время зачастую его заменяют на каменноугольный кокс.

Сталь для японского меча получают из сатэцу – чёрного пескообразного диоксида железа. Для выплавки высокоуглеродистой стали тамахаганэ песок сатэцу сплавляют с углём в печи татара.

В Японии существует только одна действующая печь татара – она находится в префектуре Симанэ. После капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны производство мечей в стране было запрещено, а все имевшиеся у населения клинки, по приказу оккупационных властей, подлежали изъятию.

Изготовление мечей по классической технологии в качестве произведения искусства было возобновлено только после снятия этого запрета. В 1977 году печь татара была восстановлена по древнему образцу. Сейчас она работает всего два месяца в году. Из 13 тонн сатэцу в ней получают всего 1 тонну стали тамахаганэ.

Все 300 лицензированных кузнецов, действующих в Японии, пользуются исключительно сталью, выплавленной в этой печи.

Сталь тамахаганэ отличается от заграничной железной руды тем, что практически не имеет примесей, поэтому именно она используется для создания японского меча. Кузнец отсортировывает куски стали в зависимости от содержания в них угля.

Потом он переходит к этапу тамацубуси – накаляет сталь тамахаганэ и отбивает в пласты, а затем дробит их на мелкие куски. Чтобы разбить раскаленный металл на куски, его предварительно опускают в воду. Кузнец смотрит на разрез каждого куска и сортирует на качественный и некачественный металл.

У качественного металла частицы, видимые в разрезе, очень мелкие, поэтому он обладает хорошей цепкостью. У плохого же они, наоборот, крупные, что делает его очень ломким. Затем отобранные осколки складывают друг на друга на железный лист как мозаику, стараясь оставлять как можно меньше просветов, оборачивают лист рисовой бумагой и завязывают.

После этого его обливают со всех сторон смесью из соломенной золы и жидкой глины и потом снова раскаляют. Этот материал и становится основой меча. При достижении необходимой температуры раскалённый брусок помещают на наковальню, и его начинают отбивать ученики мастера или автоматический молот.

В результате брусок вытягивается и сужается, а края остаются ровными, прямоугольными. Затем его вновь помещают в печь. Далее блок разрезают стамеской пополам, ровно загибают и снова отбивают. Каждое такое «складывание» сопровождается обливанием глиной и обсыпанием золой. Таким образом, блок складывают от пяти до двадцати раз. В результате получается поверхность дзиганэ (поверхностная сталь). Весь этот процесс носит название орикаэси-танрэн.

Постепенно из бруска выстукивается нужная форма и длина меча. После этого кузнец удар за ударом придаёт форму острию, ребру и хвостовику клинка. Последний этап (якиирэ) – самый ответственный: это закалка лезвия. От исхода этого этапа зависит конечный результат. Этот момент считается священным, поэтому перед его началом кузнец произносит молитву у специального алтаря.

Предварительно на поверхность меча наносится раствор из глины, песка и порошка древесного угля. Таким образом достигается твёрдость лезвия. Этот этап проводится в полной темноте. Кузнец определяет температуру нагрева на глаз, по цвету раскалённого металла, наблюдая за цветом раскалённого хвостовика. Если клинок не довести до необходимой температуры или же передержать, такое изделие не будет качественным. Когда достигается необходимый цвет, раскалённый меч резко опускают в воду. Клинок получается твёрдым, острым и не ломким. При закалке происходит изгибание меча, связанное с усадкой обуха. Поэтому кузнецу с самого начала необходимо предусмотреть этот момент и выбить клинок так, чтобы не поломать и не искривить лезвие. В самом конце мастер полирует меч прямо в кузнице, чтобы посмотреть на линию закалки – хамон.

После этого он отдаёт меч профессиональному полировщику для заточки лезвия и окончательной шлифовки. Полировка – это отдельный вид искусства в традиции изготовления японского меча, которым занимается отдельный мастер-полировщик. Меч шлифуют семью или восемью различными полировочными камнями, держа его при помощи специальных тряпочек. Способы полировки тела клинка и его лезвия отличаются. Тело полируют до сине-чёрного цвета, а лезвие – до белого.

Мастер-полировщик не только полирует меч, но и затачивает лезвие. После наступает второй этап шлифовки, когда меч зафиксирован и в этом состоянии натирается камнем. Мастер зажимает полировочный камень большим пальцем и вручную доводит им до блеска тело клинка. В результате этого на мече выявляется узор от закалки. Мастер наносит на клинок масло со специальной пудрой и втирает его ватой, что защищает меч от коррозии и придаёт окончательный блеск. Затем масло снимается с линии хамон.

После этого берётся специальный камень, при помощи которого лезвию окончательно придают остроту. Этот камень промазывают лаком дерева уруси, а сверху приклеивают рисовую бумагу, чтобы камень не сломался, потому что он очень хрупкий и легко разваливается в руках. Мастер аккуратно проходится им по мечу, чтобы показать всю красоту созданного клинка.

Самый последний этап – это изготовление ножен сая и выполнение гравировки мэй, служащей подписью мастера.

Меч

Элегантный и грозный меч - вершина развития лезвий, кульминация кузнечного мастерства. Хоть конструкция его и сложна, область применения меча, гораздо уже, чем или ножа. Те могут служить не только оружием, а мечом, можно только убивать. Мечи появились в арсенале воинства достаточно поздно. Первые мечи были выкованы четыре тысячи лет назад.

Мастер, кующий мечи, пользуется самыми обычными инструментами: молотом, наковальней, парой щипцов, чтобы удержать, раскаленный металл, когда его обрабатывают на наковальне, зубилами и напильником.

Как куется меч

Для начала кузнец приобретает железную руду, магнетит. Магнетит, похож на черный песок. Кузнец смешивает руду с древесным углем из твердой древесины. В итоге получается железная крица. Чтобы получить крицу весом 200 кг, мастер, сжигает до 180 килограммов древесного угля. Крица разрубается на куски поменьше, из которых кузнец получает сталь. Куски крицы и обрабатывают на наковальне. При этом выжигаются примеси и удаляются раковины в . Затем процесс накала и проковки повторяется и получается чистый металл.

Многократная проковка, нагрев, и снова проковка позволяют выжечь из металла примеси и убрать пузырьки воздуха. Так получают прочную . Пластины металла сваривают вместе многократной проковкой, чтобы заполнить все зазоры. Так можно сделать поковку больше размером. Далее поковка слаживается пополам, образуя бутерброд. Затем поковку начинают отбивать молотом, растягивая ее до нужной длины и ширины. В итоге получается полоса из стали. Потом нужно обработать края, вытянуть кромки, придать нужные формы молотом. После этого, остывший т, и производят закалку. Сначала металл , затем очень быстро охлаждают в воде. Мягкая сталь становится при этом достаточно твердой.

Процессы, происходящие при закалке стали

Резкое охлаждение стали, делает ее особенно прочной, благодаря молекулярным изменениям, которые происходят, когда меч нагревают до определенной температуры. На данном этапе, ячейки кристаллической решетки железа расширяются от нагревания, и в них попадают атомы углерода. Если в этот момент быстро охладить сталь, ячейки кристаллической решетки, свяжут внутри углерод. В результате получается очень прочная, . Дальше сталь надо снова нагреть, но до температуры пониже. Это называется отпустить металл. При этом сталь станет не такой хрупкой.

Оканчательная доводка меча

И наконец, нужно изготовить эфес меча. Он состоит из гарды, не дающей руке сползти на клинок, рукояти и навершия, которое помогает удерживать меч в руке и уравновешивать оружие.

Меч - это не просто оружие - это произведение искусства. Кузнецы были уважаемыми людьми. Они владели приемами мастерства и строго хранили секреты изготовления самого грозного оружия своего времени.

Но, как, ни важна работа кузнеца, он только создает меч. Дальше , умелым меченосцам, которые на поле брани.

Рерайт буржуйского видео

Кузнец-оружейник Василий Иванов, специализирующийся на традиционном японском оружии, по просьбе редакции «Популярной механики» взялся за проект исторической реконструкции европейского меча XIII века. Меч пришлось делать с нуля — начиная с выплавки стали из руды. Первая модель оказалась неудачной, и лишь вторая успешно прошла контрольные испытания


Для экономии времени нам пришлось несколько отступить от исторической аутентичности и заменить бригаду молотобойцев одним пневмомолотом. С его помощью многопакетному бруску придается первоначальная форма — его проковывают в полосу, формируют хвостовик клинка


Хотя пневмомолот позволяет экономить силы и время, некоторые операции можно сделать только вручную

Закалка — самая эффектная часть процесса термической обработки стальных сплавов, включающего отжиг, собственно закалку и отпуск. Во время закалки разогретую заготовку из углеродистой стали опускают в ванну с водой, солевым раствором или маслом

При быстром охлаждении в стали возникает мартенсит — кристаллическая структура, благодаря которой металл становится прочным, твердым и упругим (хотя теряет пластичность и приобретает хрупкость). Образовавшиеся неравномерности внутренних напряжений частично снимаются при последующем отпуске — нагревании до невысокой температуры и охлаждении


Для проковки долов используется специальный инструмент — шперак. Это Т-образные щипцы с круглыми губками, между которыми зажимается будущий клинок


При проковке шпераком пневмомолотом с обеих сторон клинка образуются полукруглые пазы — долы, которые затем шлифуются вручную с помощью мокрых абразивных камней. Долы часто ошибочно называют «кровостоками», но на самом деле они выполняют функцию ребер жесткости, а заодно позволяют уменьшить массу клинка


Последний, заключительный этап изготовления меча — это «одевание» клинка. Перекрестие мы отлили из бронзы, а затем кузнечным способом сварили две бронзовые планки между собой, оставив в центре отверстие для хвостовика клинка

Навершие («яблоко») тоже отлито из бронзы. Под замшу, которой обмотана деревянная рукоять мяча, вставлено металлическое кольцо — для лучшего удержания и контроля положения меча. Для придания исторически аутентичного вида мы прогрели бронзовые детали газовой горелкой, чтобы они покрылись патиной и не выглядели новыми

В февральском номере «ПМ» мы начали рассказ о нашем проекте исторической реконструкции средневекового меча под руководством известного кузнеца-оружейника Василия Иванова, руководителя мастерской традиционного японского оружия Ishimatsu. В первой статье мы описали, как получали нужные сорта стали из железной руды, и пообещали опубликовать продолжение в следующем номере. Однако нас поджидали технические трудности, которые задержали продолжение почти на два месяца. Впрочем, трудности эти тоже вполне исторически аутентичны — с ними встречались и средневековые кузнецы-оружейники.

От бруска к клинку

Итак, у нас есть стальной брусок, собранный из семи пакетов, — каждый из них имеет свою структуру и назначение в конструкции клинка. Первым делом нужно превратить этот брусок в собственно заготовку — проковать в стальную полосу заданных размеров с учетом запаса на проковку и оттяжку лезвия (для экономии времени мы немного отступили от исторической аутентичности, использовав для этой операции пневмомолот). На заключительной стадии этого этапа Василий, уже вручную, придает полосе первоначальную геометрию, формируя хвостовик, кончик и пятку клинка. С этого момента полоса по форме уже отдаленно напоминает будущий меч. После того как металл остыл, Василий еще раз внимательно осмотрел и измерил полученную заготовку, оставив небольшой запас металла на исправление будущих ошибок.

Следующая стадия — проковка долов. Долы — это продольные пазы, проходящие вдоль части длины клинка. Иногда их ошибочно называют «кровостоками», хотя на самом деле функция долов в конструкции клинка совершенно иная — они уменьшают массу клинка и играют роль ребер жесткости. Долы проковываются с помощью специального инструмента, называемого шпераком. Шперак представляет собой Т-образные щипцы с губками круглого сечения, заготовка зажимается между ними и проковывается, в результате с обеих сторон клинка появляются продольные пазы.

И наконец, заготовка приобретает более-менее окончательный вид после оттяжки (формирования) лезвия. «Это довольно кропотливый процесс, — объясняет Василий. — Если на предыдущих этапах можно использовать пневмомолот, то для оттяжки лезвия необходима высокая точность, которая достигается только ручной ковкой». На этой стадии окончательно задается геометрия будущего клинка, можно немного изменить расположение центра тяжести, варьируя толщину клинка у кончика или у основания. Толщина режущей кромки на этом этапе составляет 2−2,5 мм. Тоньше нельзя: можно перекалить сталь, да и запаса для каких-либо «маневров» не останется.

Но вот предварительные работы почти закончены. Василий еще раз проверяет соответствие размеров клинка нашему техзаданию, рихтует заготовку и переходит к следующему этапу — термообработке.

Термообработка

К закалке приступают не сразу. Сначала нужно избавиться от внутренних напряжений в материале, которые могли появиться во время ковки. Для этого клинок отжигают — нагревают до 950−970°С, а затем оставляют медленно остывать прямо в горне — этот процесс занимает 5−8 часов. Затем заготовку окончательно рихтуют, причем минимально, чтобы избежать переуплотнения материала в различных частях клинка.

Закалка — самая известная часть процесса термообработки. При закалке происходит быстрое охлаждение заготовки, углеродистая сталь становится прочной, твердой и упругой (снижается ее пластичность и вязкость).

Василий накладывает древесный уголь и разжигает горн, поясняя: «Древесный уголь горит более равномерно. К тому же он легче кокса, и поэтому вероятность повредить горячий пластичный клинок при разогреве меньше». Он нагревает клинок, стараясь добиться равномерного прогрева примерно до 890−900°С, затем вынимает заготовку из горна и опускает в ванну с солевым раствором на 7−8 секунд. Затем клинок нужно отпустить — снять внутренние напряжения, накопившиеся в металле во время закалки, сделать его менее хрупким и увеличить ударную вязкость: нагреть до невысокой (180−200°С) температуры и охладить до комнатной в воде (или воздухе — методики варьируются). Эту операцию производят обычно несколько раз (в нашем случае три) с перерывами в 15−20 минут. После этого клинок оставляют в покое на несколько дней, чтобы оставшиеся внутренние напряжения проявились и «устаканились». «Клинок желательно подвесить, а не просто положить на наковальню, — замечает Василий. — Иначе неравномерности в теплообмене могут нарушить геометрию, то есть клинок банально ‘поведет». Но даже в подвешенном состоянии по прошествии нескольких дней клинок, как правило, нуждается в небольшой щадящей холодной рихтовке.

После термообработки — очередной контроль качества. Василий тщательно осматривает клинок на предмет «непроваров», трещин, проверяет его на изгиб и кручение, бьет клинком по доске плашмя и вновь осматривает. Затем он зажимает клинок двумя пальцами и бьет по нему металлической палочкой, внимательно прислушивается к звону и скептически качает головой: «Когда звук звонкий, колокольный, по мечу идет долгая вибрация — это говорит о прокованности меча, отсутствии внутренних микротрещин и достаточно высокой степени закалки. Если звук хриплый, тусклый и недолгий — значит, есть какие-то дефекты. Здесь что-то не так: звук мне не нравится». Но объективных признаков вроде бы нет, так что переходим к следующему этапу.

Механическая обработка

Этот довольно монотонный процесс занимает почти две недели. За это время оружейник с помощью мокрых абразивных камней из песчаника снимает лишний металл, шлифует долы, формирует и затачивает режущую кромку. Но вот, наконец, работа близится к концу, и Василий приступает к окончательной проверке — вновь осматривает клинок, разрубает несколько деревянных брусков, мягкий стальной уголок, несколько раз изгибает клинок: «Похоже, закалился неравномерно — при изгибе основание образует дугу, а кончик почти прямой», — и в этот самый момент зажатый в тиски клинок с неприятным хрустом трескается. Его конец по‑прежнему зажат в тисках, а остаток — в руках у Василия, который пожимает плечами: «Я же говорил, что тут что-то не так! Вот поэтому мы при выплавке делали несколько заготовок. Ничего страшного — разберемся, почему это произошло, и попробуем еще раз».

Сломанный меч

Собственно, именно это и задержало выход данной статьи на два с лишним месяца — потребовалось разобраться в причинах произошедшего, провести несколько экспериментов, внести коррективы в процесс… и повторить весь путь от многопакетного бруска заново.

Почему же сломался наш первый меч? «Напомню, что мы использовали нестандартные стали, точный состав которых неизвестен, а значит, их характеристики сложно предсказать, — говорит Василий. — По-видимому, закалка была чрезмерно ‘жесткой" - слишком высокая температура и использование солевого раствора привели к образованию микротрещин в высокоуглеродистой стали. Это чувствовалось уже на этапе предварительной проверки после закалки — по звуку и гибкости, но окончательно подтвердилось только после мехобработки — стали видны микротрещины на поверхности».

Звонкий клинок

После ряда экспериментов процесс термообработки был модифицирован. Во‑первых, мы решили немного изменить геометрию клинка, увеличив толщину кончика, чтобы закалка стала более равномерной. Во‑вторых, уменьшили температуру нагрева до 830−850°С и саму закалку решили проводить не в солевой ванне, а в водно-масляной (слой масла толщиной 30 см поверх воды). После такой двухступенчатой (за счет масла, имеющего температуру кипения около 200°С) закалки, длящейся 7−8 секунд, клинок охлаждался в воздухе (на морозе в -5°С) до полного остывания (5 минут). Методика дальнейшей термообработки также была изменена: клинок отпускали для снятия внутренних напряжений в пять заходов, нагревая до температуры 280−320°С, а затем оставляя остывать в воздухе.

И вновь — перерыв в несколько дней, рихтовка, обдирка, шлифовка и заточка.

И вот, наконец, Василий вновь бьет металлической палочкой по клинку, прислушивается к долгому музыкальному звону, и на лице его появляется удовлетворенная улыбка: «Кажется, на этот раз все получилось!» Он зажимает клинок в тиски и тянет за хвостовик — клинок сгибается в почти идеальную дугу.

Остаются только всякие мелочи — протравить рисунок, чтобы на поверхности клинка появился красивый узор, подогнать деревянные ножны, установить на меч рукоять, обтянутую замшей, бронзовые перекрестие и навершие (так называемое яблоко). Меч, почти в точности такой, каким могли биться русские воины XIII века, полностью готов — остается только испытать его. Но об этом — в одном из следующих номеров.

Тонн-тонн.

Тонн-тенн-канн! Тонн-тенн-канн!

Тонн-тонн.

Звук от моих телекинетических ударов смешался с каким-то ещё.

Тонн-тонн-тонн.

Ой, кажется, кто-то пришёл и стучит в дверь.

« — Фран.»

Хорошо, что Фран уже открыла глаза. Потому что разбудить её - задача не из простых. А если бы увидели, что Фран спала, как бы мы объяснили звуки, которые я издавал? Вряд ли бы мы могли сказать, что она куёт, пока спит.

— Принцесса-сама, доброе утро!

Перед дверьми в глубоком поклоне стоял Раздел №деревни. В руках он держал корзинку с хлебом и чем-то ещё. Похоже, специально принёс.

— Здесь завтрак.

— Спасибо.

— Нет-нет, что вы. Всю ночь ковали, всё хорошо?

Ох, неужели звуки были громкими?

— Шумела? Простите.

— Что вы, наоборот! Ради нас вы даже таким занимаетесь, все жители очень благодарны!

Затем Фран обсудила сегодняшние планы с главой. Мы продолжим ковать. Жители деревни - тренироваться в магии и фехтовании. Часть стариков будет заниматься чисткой доспехов.

— Не обязательно всем тренироваться в магии и с мечом.

— Да, я говорил им, что это по собственному желанию. Но похоже, что все хотят учиться.

Всё-таки тот факт, что кто-то из них, возможно, может использовать магию, стал отличной мотивацией.

Возможно даже чёрные коты, способные к магии, появятся быстрее, чем я думал.

— Что же, если вам что-то понадобиться, зовите, пожалуйста.

Пока Раздел №оставлял хлеб, мы вернулись к обычному методу кузнечества. Я бил по слиткам, сделанным в кузнице, а Фран восстанавливала броню и щиты.

« — То, что можно повышать собственные знания навыками - лучшее, что есть в этом мире.»

Даже я, никогда не имеющий опыта в кузнечестве, знаю, как выковать меч. Но в этом мире есть особенный способ отливки. Нужно залить металл в форму, и в зависимости от ситуации, иногда только в конце необходимо было отбивать её молотом.

Я не слишком хорошо помню, но японская ковка весьма отличалась от европейской. Но здесь и способ изготовления, и материалы отличаются от тех, так что наверное сравнивать их неправильно? Хотя я не силён в ковке, так что наверняка не скажу.

Но в этом мире есть магия и магические инструменты, так что можно изготавливать меч, тратя меньше усилий, и при этом делать его более прочным.

Магией можно сделать металл прочнее, а отбивая его молотом, можно использовать магическое пламя, так что даже не обязательно быть в кузнице.

Ну, конечно же, это касается только посредственного оружия, если делать что-то более достойное, то от начала и до конца необходима кузница.

« — Для начала, соберём несколько слитков.»

Используя Параллельное мышление и Телекинез, одновременно отливая форму, орудуя молотом и полируя, я занимался массовым производством простых мечей. Но даже с такой системой, хорошие мечи получались только благодаря десятому уровню навыка Кузнечного дела.

« — Отлично, 50 штук, наверное хватит?»

Вместе с теми, что не повредились, получается где-то 80 штук. Для только-только начинающих чёрных котов, такие будут в самый раз.

« — А может, испробую кое-что.»

Поэкспериментирую с остатками слитков. Разумеется, если получится что-то достойное, подарим деревне чёрных котов.

« — Для начала, попробую выковать меч.»

Благодаря навыку Кузнечного дела, ковать получалось с понимаем того, что делать. Так я нагревал слиток пока он станет полностью красным, а затем молотом придавал ему форму. Вот так нагревая и куя, я сделал один меч. Это странно, но я даже понимал, когда нужно остановиться. Видимо, благодаря навыку Производства.

Качество этого меча не было плохим, но и каким-то особенным тоже. Как-то так. В общем, и материал не был особо хорошим, так что может это и логично. Предыдущие мечи получали название «Железный меч», а этот — «Меч с низкопробного металла».

С такими материалами и уровнем навыка, это наверное предел. Но мне хотелось как-то это усовершенствовать.

Как минимум, вкладывать в ковку магию. Есть такие материалы, в которые много магии не вложишь, но хотелось бы вкладывать хотя бы сколько они позволяют. А ещё чтобы получить материалы, можно искать нужных Демонических зверей, и превращая их кости в пепел, смешивать его с металлами. Даже если это слабые звери, они всё равно магические. Их кости содержат небольшое количество магической энергии, так что так можно увеличить количество магии в мече.

Ну, это всего лишь идея, так что не знаю, получится ли на самом деле.

« — О? А это ничего так.»

Это заняло больше времени, но получилось что-то интересное. Наверное металл изменил свою структуру, но я удивился, что молот испортился.

А получился у меня Меч с низкопробного магического металла. Мне не удалось ничего сделать с качеством металла, но вот создать магическую вещь получилось. И действительно, в нём чувствовалось немного магии. Проводимость магии тоже, с F сменилась на F+. Теперь ним можно будет атаковать врагов без физического тела. Правда не знаю сколько раз придётся ударить.

Наименование: Железный меч

Атака: 88 Магия: 0 Прочность: 300

Проводимость магии: F-

Навыки: нет

Наименование: Меч с низкопробного металла

Атака: 114 Магия: 1 Прочность: 380

Проводимость магии: F

Навыки: нет

Наименование: Меч с низкопробного магического металла

Атака: 124 Магия: 10 Прочность: 390

Проводимость магии: F+

Навыки: нет

Как-то так. Что ж, сделаю из оставшихся слитков магические мечи. К слову, меч выкован стариком Галласом был таким:

Наименование: Длинный меч из высокопробной стали

Атака: 398 Магия: 5 Прочность: 600

Проводимость магии: F

Навыки: нет

Я понял, что недооценивал крутость старика Галласа. Пока я раздумывал об этом, Фран тихонько подошла.

— Наставник.

« — Фран? Что такое.»

— Я проголодалась.

— Оуу……

« — Ой, уже такое время.»

Я совсем потерял счёт времени. Наше обычное время обеда уже давно позади.

« — Извините, сейчас приготовлю.»

Нам не готовят обед. В этой деревне все едят только два раза на день. А ведь принцессы едят три раза в день. Ну, я тоже понимаю, что деревня то бедная.

Когда решим дела со стариком Галласом, придём сюда ещё раз. Возьмём с собой кучу зерна и саженцев.

« — Ну же, в качестве извинений сделаю карри.»

— Правда?

« — Сегодня можете есть столько, сколько захочется.»

— Оо! Рай!

« — Грандиозно, правда?»

— Рай карри! Вот оно, имя небесной страны.

Фран от счастья начала баллады сочинять. Ну, раз это улучшит ей настроение, то я легко отделался. Но вот карии всё меньше. Ведь его огромными порциями поедают при каждом удобном случае. Не знаю, что будет с настроением Фран, если карри закончится.

— Умм-умм!

Для Фран нет ничего хуже, чем не есть любимую еду. К счастью, здесь никто не смотрит и ингредиентов хватает. Что ж, тогда буду готовить карии оставшееся время.

Когда-то хороший меч или кинжал был не только предметом, обозначающим статус владельца. От качества клинка часто зависела жизнь его обладателя. Нынче холодное оружие выполняет скорее декоративную функцию, но знать, как сделать клинок, хотят многие.

Меч, изготовленный своими руками может стать отличным украшением интерьера и гордостью его владельца.

Простой способ изготовления меча дома

Чтобы сделать клинок в домашних условиях, потребуются такие инструменты и материалы:

  • сталь листовая толщиной около 5 мм;
  • болгарка;
  • дрель;
  • электрический наждак.

Контур шаблона обводится маркером на поковке и вырезается на обдирочном круге.

Работа начинается с эскиза будущего меча на бумаге. После этого контуры клинка переносятся на металл с учетом припусков на обработку.

  1. По нанесенному контуру дрелью сверлят отверстия в углах, если форма меча достаточно сложная. Это облегчит выпиливание контура болгаркой. Делают отверстия для крепления рукояти.
  2. Вырезать заготовку по контуру на металле. При отсутствии болгарки эту операцию можно выполнить с помощью зубила и молотка.
  3. Дальнейшая обработка проводится на наждаке или напильником: следует убрать лишний металл, придавая изделию форму меча, утолщенного к центру и тонкого на режущих кромках. Рельеф на клинке в виде дол или других деталей выполняют этими же инструментами.
  4. Клинок закаляют и отпускают. Процесс описан ниже, в более сложном способе изготовления оружия своими руками.

Вернуться к оглавлению

Как ковать клинок своими руками?

Для получения нужной толщины, выровнять плоскость клинка, двигая его взад-вперед по кругу.

Ковка подразумевает формирование металлического изделия путем нанесения ударов по раскаленному материалу, который из-за воздействия высокой температуры становится пластичным и мягким. Чтобы сделать меч способом ковки, потребуются:

  • сталь низкоуглеродистая (пруток или полоса);
  • молоток;
  • наковальня и горн.

Если ковать начинают из прутка, то первым шагом будет проковывание его в квадрат или прямоугольник по всей длине. Затем из этой заготовки разгоняют полосу, толщина которой соответствует толщине задуманного изделия плюс излишки, которые будут удалены в процессе дальнейшей обработки.

Нужно стараться не охлаждать металл слишком сильно, так как неизбежное изгибание его при ковке лучше выправлять перед следующим разогревом заготовки.

Припуск вдоль обуха стачивается вместе с завалами и выравнивается о боковую поверхность круга.

От конца полосы отступают расстояние, которое будет немного меньше требуемой длины рукоятки, учитывая, что при утончении этой части она удлинится. Разогревают заготовку до красного света металла и производят перебивку хвостовика. Для этого на нужном расстоянии на кромке наковальни или на подкладном инструменте острым концом молотка формируют «ступеньку» — плечи тела клинка. Более тонкая часть и называется хвостовиком. Хвостовик оттянуть на конус.

Телу клинка придают нужный контур. Спуски от середины к кромкам можно сформировать на наждаке или выковать, нанося удары под строго определенным углом от краев к центру полосы. Сохранять постоянное положение молота при ковке поможет прижатый к туловищу локоть ковщика. Так удары будут наноситься строго вертикально, а наклон бойка к плоскости наковальни контролируют, фиксируя кисть в определенном положении. Долы на клинке традиционно выковывают, применяя шаблон.

Частицы окалины, оставаясь на металле, делают его поверхность неровной, покрытой вмятинами разной глубины. Для удаления окалины в процессе ковки молоток и наковальню периодически смачивают водой.

Низ клинка сатинируется по всей длине, затем обрабатывается поперечная линия пяты.

После окончательной отделки клинка его отжигают для устранения внутренних напряжений: нагревают до красного цвета и оставляют остывать в горне. Затем приступают к закалке:

  1. Клинок нагревают до едва заметного красного свечения максимально равномерно и медленно. Поток воздуха от дутья не должен попадать на изделие. При закалочной температуре его выдерживают некоторое время, которое вычисляют по коэффициенту 0,2 от времени на нагрев.
  2. Для быстрого охлаждения разогретого клинка нужен большой объем холодной воды. В емкость его погружают вертикально или под углом полностью.
  3. Участок клинка зачищают до блеска и клинок снова помещают в горн для отпуска после закалки. Нагрев проводят до тех пор, пока зачищенный участок не приобретет золотистый цвет. Меч охлаждают на воздухе.