Спас нерукотворный на спасской башне. На спасской башне вновь появится спас нерукотворный Икона на спасской башне кремля

11 мая стало известно, что в ближайшее время внешний вид двух башен Московского Кремля должен измениться. Команда реставраторов, проводившая исследования Спасской и Никольской башен, обнаружила, что на них под слоями штукатурки сохранились надвратные иконы, скрытые от глаз при советской власти. В ближайшее время эти изображения планируют раскрыть.

Об обнаружении икон журналисты узнали от неожиданного ньюсмейкера - президента компании "РЖД" Владимира Якунина , который по совместительству оказался главой попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, занимавшегося поиском икон. Глава Росохранкультуры Александр Кибовский пояснил, что иконы по умолчанию считались утраченными еще в революцию 1917 года, когда Кремль подвергался обстрелам. Поэтому, объяснил чиновник, сейчас любой человек, приходящий к башням, видит над их воротами белые четырехугольники - заштукатуренные и закрашенные киоты, в которых находились иконы.

Как рассказал Кибовский, предположение, что иконы могли уцелеть в ходе революционных событий в Москве, появилось после того, как в архивах Музеев Московского Кремля были найдены ведомости, согласно которым деньги на реставрацию фресок выделялись уже в 1920-х годах. Реставрацию изображения на Спасской башне в своих лекциях по искусствоведению упоминал и художник Игорь Грабарь. По его словам, в ходе реставрации изображения, поврежденного при обстреле в октябре 1917 года, с фрески были сняты более поздние красочные слои, под которыми была обнаружена фреска конца XV - начала XVI века. Директор кремлевских музеев Елена Гагарина предположила, что иконы заштукатурили в 1937 году по случаю 20-летнего юбилея революции.

Какие иконы в итоге были обнаружены, не очень ясно. По идее, названия башен должны соответствовать изображениям над воротами. Так, по сообщениям СМИ, на Спасской башне расположено изображение Спасителя с припавшими к его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. В результате зондажа реставраторам стали видны фрагменты изображения Сергия Радонежского: нимб, спина, часть головы. Александр Кибовский сообщил, что изначально на Спасской башне находилась фреска "Спас Смоленский", которая восходила к фреске 1514 года в честь взятия Смоленска Василием III.

С другой стороны, известно, что история Спасской башни связана с иконой Спаса Нерукотоворного, привезенной в Москву из города Хлынова (Вятка, ныне Киров) при царе Алексее Михайловиче. Считалось, что это изображение спасло Хлынов от свирепствовавшей на Руси эпидемии чумы. Над воротами, через которые икону проносили в Кремль, был помещен ее список - собственно, тогда башня и была переименована из Фроловской в Спасскую. Спас Нерукотворный - это особый вид икон, на которых изображается только лик (грубо говоря, лицо) Христа. Соответственно, ни к каким ногам Спасителя Сергий и Варлаам припасть не могли; впрочем, возможно, что это всего лишь такая фигура речи.

С Никольской башней все несколько яснее. На ней изображен Никола Можайский, фреску датируют концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя Николы был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил предоставил группе, занимающейся раскрытием икон, фотографию рисунка с иконы святителя Николая на Никольской башне, сделанного после обстрела башен Кремля и переданного Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку. На изображении действительно видно, что одна рука святителя утрачена, однако в целом изображение Николая Чудотворца сохранилось.

Стоит отметить, что это не единственная чудесная история, связанная с образом святого Николая на кремлевской башне. Кибовский рассказал, что во время войны 1812 года французы при отступлении из Москвы башню взорвали, ее верх обвалился, однако на иконе разлом башни остановился, "в чем тогда многие увидели божественное провидение и указание на гибель армии Наполеона в России". Кроме того, в конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад Никольских ворот был задрапирован красным кумачом. Однако перед началом праздника ветер сорвал часть полотнищ и раскрыл икону взглядам.

По словам Якунина, искать иконы на башенных киотах решили в 2007 году; тогда же было получено благословение патриарха Алексия II . Работы, однако, были начаты только в апреле 2009 года, когда все вопросы удалось согласовать с ФСО. Тендер на зондирование киотов выиграло Межобластное научно-реставрационное художественное управление Минкультуры РФ. По словам Кибовского, шурфы лично делал его руководитель Сергей Филатов - "выдающийся специалист в области фресковой живописи, один из лучших специалистов в Европе".

Проведенные работы подтвердили, что иконописные изображения сохранились под штукатуркой. Теперь остается лишь раскрыть иконы; сообщается, что работы должны начаться сразу после майских праздников, а завершиться - до наступления дождливого сезона, то есть к августу. Якунин подтвердил, что изображения намерены искать и на других башнях Кремля - начать со Спасской и Никольской решили потому, что там сохранность икон была более вероятной.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Древние надвратные иконы, обнаруженные на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля, будут отреставрированы. Об этом сообщили сегодня на брифинге в Москве. Долгое время иконы считались утраченными. Оказалось, они были замурованы в стенах в годы Советской власти. В конце апреля этого года специалисты-реставраторы сделали зондаж в киотах, где предположительно находились образы, и высказали предположение, что на Спасской Башне действительно находится фреска Спаса Нерукотворного, а на Никольской – икона Николы Можайского. Верны ли предположения – покажет уже первый этап работ, который начался сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

Никольская и Спасская башни сейчас в лесах. Расконсервировать замурованные иконы – это лишь первая часть работ. И, видимо, самая несложная. Далее предстоит консервация, реставрация и исторически исследования. Ведь до сих пор официально не обнаружены ни документы, ни свидетели того, как и кем был дан приказ убрать лики с глаз долой, и кем они были сохранены.

«Может быть, если есть свидетели, если не свидетели, то потомки свидетелей, которые могли бы пролить свет на всю эту историю. Кто осуществлял закрытие иконы, при каких условиях? Было бы очень хорошо, если бы какие-то источники были обнаружены», – говорит председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин.

Построенная в XV веке Фроловская башня стала называться Спасской двумя веками позже. В середине XVII столетия по указу царя Алексея Михайловича на ней появилась икона Спаса Нерукотворного – в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Святыне поклонялись все, кто проходил через Спасские ворота. Чрез них шли все коронационные шествия и крестные ходы. Сама икона неоднократно реставрировалась – и в XVIII веке, и в XIX, после нашествия Наполеона. В каком виде ее замуровали большевики, пока непонятно.

«Может быть, до наступления холодов сделаем. Но если придется раскрывать изображение Спаса, если там окажется более ранняя живопись, то работы в этом году нельзя будет закончить», – поясняет художник-реставратор Сергей Филатов.

Реставраторы поражаются, насколько тщательно и профессионально были замурованы иконы. Между масляной живописью и арматурой, переплетенной с сеткой, есть воздушная прослойка. Сложилось мнение, что такую естественную консервацию фреске придумали реставраторы мастерской Игоря Грабаря.

«Термос получился. Это была профессиональная консервация, и по тем временам это было очень быстро сделано, чтобы не светиться особенно. Конечно, это с разрешения коменданта Кремля. Мы про нее еще немного знаем. Говорят, якобы Рыков давал деньги на это, но мы не знаем точно», – говорят реставраторы.

Еще в 1918 году во время крестного хода иконы были на своих местах, как и во время парада 1923. Но в 1937, когда на кремлевские башни водружали звезды, образы исчезли. Это теперь уже очень скоро они будут сосуществовать. Уже можно разглядеть лик и нимб Спасителя, фрагмент Евангелия, а в нижней части – фигуры преподобных Сергия и Варлаама. Специалисты говорят, фреска сохранилась на восемьдесят процентов. Правда, несколько пообтерлась.

Одна треть штукатурки была сбита с иконы уже к середине дня. Реставраторы предполагают, что за сеткой находится образ Спасителя с поновлениями 1895 года. В каком состоянии находится икона, можно будет определить лишь на следующей неделе, когда там соберется реставрационная комиссия.

Архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки - элемент декора - при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской , Троицкой и Боровицкой башнях.

Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами, через которые образ привезли в Кремль. Ворота получили название Спасских, за ними это название унаследовала и вся башня. Считалось, что с приходом к власти большевиков икона была утрачена. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа сохранился в Новоспасском монастыре , который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Первоначальное наименование башни - Фроловская - происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь также не сохранилась до наших дней.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время список над воротами считался утраченным (не сохранилось ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Сейчас рабочие счищают штукатурку, а затем демонтируют сетку, защищавшую икону Спаса от внешней среды. Затем эксперты, проведя анализ, определят состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни.

Кремлёвские куранты

При башне - знаменитые часы-куранты. Существуют с XVI столетия, постоянно видоизменяясь. Новые часы изготовили в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами, стрелок на циферблате не было.

Высота Спасской башни до звезды - 67,3 м, со звездой - 71 м. Первая Спасская звезда, в отличие от других самоцветных звёзд сохранилась и теперь венчает шпиль Северного речного вокзала Москвы.

Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с написью на латыни: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА


Беклемишевская (Москворецкая) , Константино-Еленинская (Тимофеевская) , Набатная и Спасская (Фроловская) башни Московского Кремля.

Васильевский спуск. , Набатная башня , Спасская (Фроловская) башня , Верхние торговые ряды (здание ГУМа) , собор Василия Блаженного.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня и ГУМ (Верхние торговые ряды).

Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Царская башня и Спасская (Фроловская) башня.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Красная площадь. Справа налево: Спасская (Фроловская) башня ,

Сегодня стало известно, что на башнях Кремля восстановят иконы, замурованные в советские времена и долгие годы считавшиеся утраченными. Образ Спасителя со Спасской башни и Николая Чудотворца с Никольской пропали в 30-х годах, однако никаких документальных подтверждений об уничтожении не осталось.

И вот недавно обнаружилось, что изображения на месте. Правда, под толстым слоем штукатурки, который к концу нынешнего лета реставраторы обещают аккуратно снять.

Подробности — у корреспондента НТВ Антона Вольского .

Обе иконы считались утраченными бесследно, а нашлись на главных башнях страны. Казалось бы, что нового можно узнать о самой растиражированной московской достопримечательности — Кремле?

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Самый неизученный, самый неисследованный памятник в Москве — это Кремль».

Иконы, предположительно написанные в XIV-XV веках, венчали ворота двух кремлевских башен: Спасской и Никольской. Последний раз образы видели в 34-м, после чего они как в воду канули. Остались только белые прямоугольники-оклады, которые с тех пор каждый год бережно подкрашивали. Никому почему-то и в голову не приходило поискать под штукатуркой.

Сергей Филатов, директор реставрационно-художественного управления: «Под слоем штукатурки, которую мы все всегда видели, находится металлическая решетка и металлическая сетка. Они отстоят, собственно, от красочного слоя живописи примерно на 10 сантиметров, то есть там имеется воздушная прослойка».

Пока иконы рассмотреть целиком не удалось, но предположительно — это то, что искали. Икона Спаса Нерукотворного на Спасской башне и Николая-чудотворца на Никольской.

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Названия Спасская башня и Никольская башня происходят не от того, что там находились иконы. Спасская башня называлась так потому, что от нее вела дорога к храму Спаса Смоленского, который находился ниже собора Василия Блаженного. А Никольская башня была началом пути к храму Николы Старого, который стоял на Никольской улице».

Археологическая находка на Красной площади тянет за собой непростой политический вопрос. Ведь если иконы откроют, то они окажутся под символом богоборчества — рубиновыми звездами.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», председатель попечительского совета фонда «Андрей Первозванный»: «А когда вы видели последний раз башни? Но тогда вы там точно не заметили пятиконечных звезд».

Мы проверили — звезды на месте: как на Спасской, так и на Никольской башнях. Это видно и на кадрах, снятых сегодня днем. Быть может, их судьба уже решена, но еще не объявлена? Но тогда это новость не менее важная, чем находка икон.

Впрочем, одними звездами вопрос не исчерпывается. Если иконы откроют, то прямо между ними окажутся незахороненные останки Ленина, а в стене, соединяющей эти две башни, — колумбарий с прахом советских вождей. И то, что еще недавно казалось несовместимым — церковные святыни и коммунистические идеалы, — окажется объединено единым архитектурным ансамблем.