Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки. Рефлекс отдергивания ноги. Рефлекс мигательный Для чего нужен мигательный рефлекс

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен). Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол -- в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка:

  • 1. Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса -- Клейна). Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти -- поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.
  • 2. Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект -- разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены. Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» -- поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки -- ласточка, от 6 месяцев до полутора лет. 1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса - Клейна

  • 2. симметричные шейные тонические рефлексы
  • 3. тонические лабиринтные рефлексы
  • 4. рефлекс Ландау

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами -- первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время -- оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии -- от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение - залог здоровья ребенка в будущем.

Количественная оценка параметров ответов мигательного рефлекса включает в себя латентность и амплитуду. Длительность и фазность являются диагностически менее значимыми. Показатели латентности раннего ответа (R1) сопоставляют с показателями латентности М-ответа, полученного при прямой стимуляции лицевого нерва (табл. 41).

Таблица 41

Параметры М-ответа m.orbicularis oculi и мигательного рефлекса

у здоровых испытуемых (7-67 лет)

Параметр М-ответ R1 R1\М Ипсилатеральный R2 Контралатеральный R2 Автор
Латентность (M±s) 2.9±0.4 10.5±0.8 3.6±0.5 30.5±3.4 30.5±4.4 J.Kimura, 1975
«–» 4.6±0.5 N.Taylor, 1970
«–» 2.9±0.48 11.26±0.91 35.0±5.8 34.9±5.6 Г.Б.Груз-ман,1974
Амплитуда (M) 1.21 мВ 0.38 мВ 0.53 мВ 0.49 мВ J.Kimura et al., 1969
Верхняя граница нормы латентности (абс. значение) (M±3d) 4.1 мс 13.0 мс 4.6 40.0 мс 41.0 мс J.Kimura, 1989
Верхняя граница асимметрии латентности 0.6 мс 1.2 мс J.Kimura, 1989

Верхняя граница асимметрии латентности R2 ипсилатерального и R2 контралатерального в норме равна 5.0 мс при стимуляции первой ветви тройничного нерва с одной из сторон. Разница латентностей контралатеральных R2 при стимуляции с разных сторон не превышает в норме 7.0 мс. (J.Kimura, 1989). У детей в период от 1 до 20 месяцев жизни R2 не регистрируется, от 21 до 56 месяцев R2 регистрируется непостоянно. Начиная с возраста 5 лет 6 месяцев мигательный рефлекс не отличается от такового у взрослых. В таблице 42 приводятся сравнительные данные R1 мигательного рефлекса у детей и взрослых (S.A.Clay, J.C.Ramseyer, 1976).

Таблица 42

Параметры R1 мигательного рефлекса у детей в норме

У детей, несмотря на более короткий путь рефлекторной дуги, высокие показатели латентности ответов мигательного рефлекса, как и латентности М-ответа, обусловлены более низкой скоростью проведения импульса по нервным волокнам по сравнению со взрослыми.

При патологии наиболее часто изменения МиР обусловлены поражением либо тройничного нерва, либо лицевого нерва. В связи с этим выделяют сенсорный и моторный типы при нарушении МиР. При сенсорном типе повышен латентный период всех анализируемых ответов R1, ипсилатеральный R2 и контралатеральный R2. Моторный тип нарушения МиР проявляется повышением латентности R1, ипсилатерального R2 и сохранением нормальной латентности контралатерального R2. Очаги поражения рефлекторной дуги могут быть и в мосту и стволе мозга, поэтому выделяют еще 6 типов нарушения МиР (A.Berardelli et al., 1999; J.Kimura, 1989) (табл. 43).

Таблица 43

Основные типы нарушения мигательного рефлекса при стимуляции на стороне поражения

№ п\п Обозначения на рис. 124 и 128 Локализация (тип) поражения Сторона стимуляции Латентность
R1 R2 ипси-латерально R2 контралатерально
Норма N N N
a Vнерв (сенсорный) Пораженная ­ ­ ­
Здоровая N N N
b VII нерв (моторный) Пораженная ­ ­ N
Здоровая N N ­
c Основные сенсорные ядра моста Пораженная ­ N N
Здоровая N N N
d Односторонние спинальные тракты или интернейроны, замыкающиеся на ипсилатеральных двигательных ядрах (неперекрещенные пути) Пораженная N ­ N
Здоровая N N N
e Односторонние спинальные тракты или интернейроны, замыкающиеся на ипси- и контралатеральных двигательных ядрах (перекрещенные+неперекрещенные пути) Пораженная N ­ ­
Здоровая N N N
f Двусторонние спинальные тракты или интернейроны, замыкающиеся на двигательных ядрах с обеих сторон Пораженная N ­ ­
Здоровая N N ­
g Двусторонние спинальные интернейроны и тракты, замыкающиеся на контралатеральных двигательных ядрах (перекрещенные пути) Пораженная N N ­
Здоровая N N ­
h Односторонние эфферентные пути (перекрещенные и неперекрещенные) к двигательным ядрам Пораженная N ­ N
Здоровая N N ­

Типы изменения латентностей R1 и R2 иллюстративно представлены на схеме (рис. 128).

Условные рефлексы первой сигнальной системы

Обычно для проявления безусловнорефлекторной реакции необходимо воздействие адекватного раздражителя. Например, для выработки слюны (безусловный рефлекс) адекватным раздражителем является пища (ее вкус, запах).

При выработке условного рефлекса индифферентный раздражитель начинает вызывать безусловнорефлекторную реакцию. Например, мигание лампочки (в обычных условиях это индифферентный пищевой раздражитель, не вызывающий отделения слюны) при выработке условного рефлекса вызывает безусловнорефлекторную реакцию – выработку слюны. С момента, когда индифферентный раздражитель начал вызывать реакцию, он называется условным раздражителем , а реакция – условной (условный рефлекс).

Для сохранения выработанного условного рефлекса необходимо подкрепление – безусловный – адекватный раздражитель, следующий во времени за условным раздражителем. То есть после мигания лампочки необходимо дать еду.

Лабораторная работа № 3

Выработка условного мигательного рефлекса

Цель: выработать условный мигательный рефлекс у человека и пронаблюдать его угасание.

Оборудование: очковая оправа с резиновой грушей, звонок, часы (секундомер).

Ход работы

Механическое раздражение склеры – адекватный раздражитель для безусловного мигательного рефлекса, индифферентный раздражитель для такой реакции – звучание звонка.

    Наденьте очковую оправу испытуемому и встаньте сзади, отведя грушу таким образом, чтобы испытуемый её не видел. В одной руке держите грушу, в другой – звонок.

    Надавите на грушу, убедитесь, что струя воздуха попадает в глаз и испытуемый мигает.

    Включите звонок, убедитесь, что он является индифферентным к миганию (испытуемый не мигает после его звучания).

    Создайте тишину!

    Включите звонок и сразу нажмите на грушу. После нажатия звонок выключите.

    Через 1 минуту повторите действия. Сделайте 6-8 сочетаний звонка и струи воздуха.

    При очередном включении звонка не нажимайте на грушу. Наблюдатели должны отметить мигание. Если оно происходит, отметьте, на какой раз у испытуемого выработался условный рефлекс.

    Повторите еще несколько сочетаний звонка и струи воздуха (закрепление рефлекса) и снова при включении звонка не нажимайте на грушу.

    Продолжайте включать звонок с теми же интервалами. Отметьте, на какой раз условный рефлекс угасает.

Наблюдения: условный рефлекс выработался на ___ раз, угас на ___ раз.

В выводе отметьте, что происходит с рефлексами без подкрепления, а также какой процесс происходит быстрее – выработка или угасание рефлекса.

Условные рефлексы второй сигнальной системы

Стойкие условные рефлексы могут играть роль адекватного раздражителя при выработке новых условных рефлексов (это условный рефлекс следующего порядка). Например, понимание речи – стойкий условный рефлекс. Если людям дать речевую установку поднимать руку на слово «раз», то они должны ее поднимать. При этом подъем руки экспериментатором не является сигналом для поднятия руки испытуемыми. Если экспериментатор будет сочетать подъем своей руки и слово «раз», то должен выработаться условный рефлекс второго порядка. В этом случае, слово «раз» (стойкий условный рефлекс) будет являться адекватным раздражителем. Индифферентный раздражитель (будущий условный) – подъем руки.

Лабораторная работа № 4

Образование двигательных условных рефлексов на речевом подкреплении

Цель: выработать условный рефлекс второго порядка на поднятие руки.

Ход работы

    Экспериментатор проверяет, что подъем руки – индифферентный раздражитель. Поднимая правую руку, он убеждается, что испытуемые не поднимают рук.

    Экспериментатор дает установку поднимать руку на слово «раз». Говорит «раз» и убеждается, что испытуемые поднимают руки.

    Выработка рефлекса. Экспериментатор несколько раз (7-10) поднимает руку, произнося при каждом подъеме слово «раз» с интервалом в 1-2 секунды.

    Экспериментатор поднимает руку, но слово «раз» не произносит. Если условный рефлекс не выработался (никто из испытуемых не поднял руку), экспериментатор еще несколько раз сочетает подъем руки и слово «раз» и снова поднятие руки не подкрепляет словом.

    В протоколе отмечают, на какой раз образовался условный рефлекс и у какого количества студентов, участвующих в опыте.

Лабораторная работа № 5

Исследование условных речевых реакций

Цель: определить уровень и преобладание определенных типов ассоциативных связей на различные слова.

Оборудование: секундомер.

Ход работы

    Работа проводится парами. Каждый подготавливает две таблицы (табл. 2) с различными десятью словами – именами существительными в именительном падеже. Отметьте ФИО испытуемого, его возраст.

Таблица 2. Ассоциативные речевые реакции.

    Через небольшие интервалы времени (секунд 10-20) экспериментатор произносит подготовленные слова из первой таблицы, при этом испытуемый должен отвечать любым, пришедшим на ум словом. Экспериментатор регистрирует слово-ответ и время ответной реакции с помощью секундомера.

    Аналогично проводится второй опыт, но испытуемый должен стараться отвечать словом, подходящим по смыслу к слову-раздражителю.

    Обработка результатов заключается в определении уровня речевых ассоциативных реакций (слово-ответ) и их типа для каждого случая.

По своему качеству словесные реакции делятся, по предложению А.Г. Иванова-Смоленского на следующие группы:

    Низшие (примитивные) реакции

    Собственно примитивные или междометные словесные реакции: «гм», «ой», «ах», «э», «ну» и т.п.

    Подражательные (созвучные) словесные реакции, совпадающие со словом раздражителем своими первыми или последними слогами (рифмующиеся).

    Эхологические словесные реакции, буквально воспроизводящие слово-раздражитель (повторение этого слова).

    Вопросительные словесные реакции, когда вместо ответа задается вопрос («Кто?», «Что?», «Почему?» и т.п.)

    Экстрасигнальные словесные реакции, не относящиеся к данному слову-раздражителю, а вызванные какими-то другими раздражителями.

    Отказные словесные реакции, представляющие по своему смыслу отказ от ответа («не знаю», «не хочу», «сказать нечего» и т.п.)

    Персеверирующие словесные реакции, когда на несколько слов-раздражителей подряд повторяется один и тот же ответ.

    Высшие реакции

    Индивидуально-конкретные словесные реакции (город – Москва).

    Обще-конкретные словесные реакции (город – деревня).

    Абстрактные словесные реакции (город – культура).

Сделайте выводы , учитывая следующее:

    длительность латентного периода меньше трех секунд свидетельствует о хорошей подвижности нервных процессов;

    удлинение скрытого периода свидетельствует о наличии торможения;

    постепенное удлинение латентного периода к концу опыта говорит о быстрой утомляемости нервных клеток, а, следовательно, о слабости нервных процессов;

    повторение одинаковых слов в ответах позволяет судить об инертности нервных процессов;

    по преобладанию конкретных или абстрактных понятий в ответах испытуемого можно сделать заключение о преобладании соответственно художественного или мыслительного компонента в высшей нервной деятельности испытуемого, то есть судить о взаимоотношении у испытуемого сигнальных систем. Для людей с преобладанием второй сигнальной системы характерны обобщения (например, море – вода, любовь – чувство, билет – бумага, осень – время года и т.п.), а для людей с сильно развитой первой сигнальной системой характерными являются конкретные определения (море – голубое, любовь – сильная, билет – автобусный, осень – серая и т.п.);

    сравните преобладание высших или низших реакций и их типов в первом и втором опыте.

Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга - это центральное торможение , открытое рус­ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.


Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.


Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение.

В этом определении содержится 5 признаков рефлекса:

1) это ответная реакция, а не самопроизвольная,

2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает,

3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение,

4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное,

5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.

Рефлексы разделяются на 2 большие группы: безусловные и условные.

Мигательный рефлекс - защитная реакция организма на свет, звук, прикосновение к роговице или ресницам, постукивание в области надпереносья и другие раздражители. Также он возникает при электрической стимуляции надглазничного нерва (ветвь тройничного), что используют в качестве нейрофизиологического теста.

Мигательный рефлекс был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.
Центр данного защитного рефлекса, как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения), находится в продолговатом отделе головного мозга.

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает мигательный рефлекс, после нескольких прикосновений он тормозится. При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС.

Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса.

Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Возникает торможение мигательного рефлекса.

При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится.

Мигательный рефлекс - защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.

При головной боли напряжения происходит повышение рефлекторной возбудимости: рефлексы начинают вызываться более слабыми раздражителями (снижение порога чувствительности), в то же время ответ становится мощнее и длиться дольше. С этими явлениями, хорошо заметными при вызывании мигательного рефлекса, связывают патогенез (причины) головной боли напряжения: болевая реакция начинает возникать вследствие воздействия даже неадекватно слабого раздражителя.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.