Общество как социокультурная система предмет социологии культуры. Социокультурная система и её структура

1. Социологическое понимание культуры социологические свойства и функции культуры

2. Основные элементы культуры

3. Социокультурный процесс

Изначально слово культура обозначало возделывание. Понятие культура стало использоваться с 18 века (культурный человек). В современной науке спользуется 4 подхода к характеристике культуры:

· Обозначение процесса индивидуального развития человека;

· Обозначение такого состояния общества, которое основано на праве и соц порядке(близко к цивилизации).

· Культура является указанием на особенности жизнидеятельности и образу жизни, свойственные определенны мгруппам людей

· Культура как обозначения формы продуктов интеллектуальной деятельности людей или их художественного творчества

Социология в своем изучении культуры учитывает все эти подходы, обращая внимание на то, что культура выполняет ту же роль, что и инстинкты у других биологических видов. Эта позиция исходит из того что человек как биологический вид является существом недостаточным. Человек должен был создать такие механизмы. Недостаточность человека оказалась его благом, она сделала его творческим существом и превратило общество в развивающуюся систему. Исходя из вышесказанного, культура-система социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению символов, традиций, правил поведения, способов осмысления окружающего мира, с помощью которых люди организуют свою жизнедеятельность. Культура как социальная реальность является продуктом творчества человека, поэтому общество в социологии – социокультурная реальность. Общество –групповая форма взаимодействия людей. Социальная природа культуры имеет виду то, что культура является результатом коллективного творчества людей.

Основные функции культуры:

· Регулятивная функция (ф-я соц контроля) . Фрейд говорил, что культура ограничивает человека, выполняя его(человека) репрессивную функцию.

· Социализация человека дополняется накоплением и сохранением духовных ценностей, знаний, информации и т.д.

· Функция интеграции - культура объединяет людей в соц. группы, общности (с помощью языка, ценностей и др.)

Уникальная способность человека создавать культуру, иллюстрируется помощью с помощью такого феномена как культурных универсалий.

Известный исследователь по фамилии Мердок провел сравнительные исследования более 600 культур разных народов. Ему удалось выделить около 70 культурных универсалий. Культурная универсалия

· Право собственности;

· Похоронный обряд;

· Праздники

· Статусная дифференциация

Мердок сделал вывод о том, что физическое сходство внешней природы, биологическое единство человека как рода, единство в принципах социального взаимодействия с себе подобными создают объективные условия для установления культурных универсалий. Они определяют социокультурное единство основ человеческой жизни. Основные элементы культуры - язык, ценности, нормы, а также способы духовного освоения действительности (мифы, религия, идеология, наука). Язык как элемент культуры определяется как код, с помощью которого передают информацию, а также отделяют своих от чужих. Для выполнения основных функций необходимо выполнение следующих основных условий:

· Идентификация (одни и те же элементы языка у разных людей должны ассоциироваться с одними и теми же элементам окружающей реальности (без этого взаимопонимание субъектов нарушается));

· Интеграция – элементы языка формируются на основе способности обобщать, осмысливать опыт отдельных людей и соц. групп

· Ретрансляция – язык и его основные компоненты обеспечивают передачу информации от поколения к поколению обеспечивают самоидентификацию соц. групп;

· Способность интерпретировать объекты окружающего мира;

Ценности – с точки зрения социологии являются ядром культуры. Именно в ценностях закрепляются и воспроизводятся принципиально важные представления общества или группы об окружающем мире. Например, в идеалистической философии существует представление о том, что ценности идеальная, вечная сущность, обладающая самостоятельным состоянием, поэтому по логике этой философской традиции как благо истина, красота, справедливость изначально даны человеку.

Материалистическая философия утверждает, что ценности это такие предпочтения, которые обусловленные его потребностями (чаще базисными). Фрейд утверждает, что ценности заложены в подсознании и определяется подсознанием.

Экзистенциализм считает, что ценности связаны с неудовлетворенностью и не самотождественности. Поэтому по их логике ценности отражают такое состояние сознания, в котором нехватка чего либо осмысленного им.

Ценности с точки зрения социологии абстрактные, устойчивые представления об окружающем мире, в которых отражается значение элементов этого мира для удовлетворения потребностей социальных субъектов. Ценности – обобщенные критерии оценки окружающей реальности. Система ценностей в в современном мире в определенном смысле является универсальной для большинства людей. У каждого социального субъекта специальные социальные ценности. Это определяется условием выживания, возрастом, полом, соц. положением человека, принято говорить, что разные соц. группы отличаются иерархией ценностей. Если оценивать основные тенденции в развитии систем общества, то сегодня они в основном таковы – нарастающее многообразие социальной жизни приводит к значительной дифференциации как в обществе, так и в системе ценностей, также на ее основе происходит усложнение и обогащение системы ценностей. Обогащение системы ценностей способствует более тонкому, глубокому восприятию человеком окружающего мира.

Аргументы того что ценности - ядро:

· Ценности направляют поведении человека в направление интересов;

· Когда мы изучаем социальное поведение человека, чтобы его правильно интерпритировать, необходимо правильно найти ценности человека;

· Если мы хотим спрогнозировать поведение группы или индивида, то нужно посмотреть на его ценности;

Для общества важным является ценностное единство социальных институтов.

НОРМЫ

Нормы, как и ценности часть единого механизма социокультурного регулирования социального поведения людей. Связь между ценностями и нормами безусловна. Часто норма выражение ценности.

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей обязательны для всей группы, и пренебрежение которыми влечет к санкциям, называются социальными нормами. Нормами могут стать такие виды социального поведения, которые выполнимы для большинства людей. Нормой не может быть поведение, не совершать которое человек не может.

Почему люди признают социальные нормы?

· Люди соблюдают социальные нормы потому что им выгодно;

· Потому что люди добрые и порядочные (неправда);

· Социальные нормы люди принимают в процессе социализации;

Есть 3 уровня принятия соц. норм

· Уровень страха;

· Здравый смысл;

· Когда человек готов выполнять норму, когда она для него установкой становится (интернацианализация);

Нормативная система как система ценностей эволюционирует. Главные ценности современности:

либерализация и интеллектуализация.

Ценности и нормы являются элементами единого механизма регулирования социального поведения.

Человеку как социальному субъекту потребовалось создать некие целостные представления об окружающем мире, которые могли бы объяснить сам этот мир, его происхождение, его изменения, которые могли бы объяснить жизнь человека.

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

СИСТЕМА

Схема 2.1. Общество как система


В человеческом обществе выделяются три достаточно разнородных элемента:

1. Природная среда, которой люди пользуются для своего суще­ствования. Это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ис­копаемые и т. д.

2. Люди, которые образуют самые различные социальные группы.

3. Культура, которая интегрирует общество в единую систему.

Человеческое общество представляет собой сложный социокультур­ный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

Под культурой в социологии понимают созданную людьми искус­ственную материальную (предметную) и идеальную среду, опреде­ляющую социальную жизнь людей. Социологи придают культуре со­циальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов по­ведения определяет ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культу­ра является результатом взаимодействия людей с природной средой. Не только культура, но и все человеческое общество состоит из эле­ментов. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не являются обществом. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возмож­ность существовать в неразрывном единстве.

Таким образом, элементы природы, люди и культура в процессе са­моразвития и взаимодействия между собой создают сложную, само­настраивающуюся, динамическую систему - человеческое общество.


Схема 2.2. Структура идеальной составляющей культуры


Глава 2. Общество как социокультурная система

Все структурные компоненты идеальной составляющей культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представле­ниями людей, социальных групп, общества, так и материальными пред­метами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Ценности - идеальные представления и материальные объекты опре­деленных людей и социальных групп, имеющие для них большое зна­чение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы. Соци­альные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они тре­буют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа. Социальные нормы - правила, положения, осуществляющие руково­дящую функцию по отношению к определенным социальным группам или обществу в целом.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокуль­турную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры - образцы поведения. Образцы поведения - готовые алгоритмы действий, выработанные на основе социальных ценностей и норм, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной, или как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в про­цессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Глава 2. Обществ о как социокультурная система


Схема 2.3. Структура культуры

Схема 2.4. Функции культуры


"лава 2, Общество как социокультурная система

Структура культуры:

материальная культура - это вещи, предметный мир, черпа­ющий свои «строительные материалы» из природы;

символические объекты - это ценности и нормы;

образцы человеческих отношений - это относительно устойчи­вые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным об­разом формирует общество, она один из его функциональных элемен­тов.

Функции культуры:

социальная интеграция, т. е. формирование общества, поддержа­ние его единства и идентичности;

социализация - воспроизводство социального порядка нынеш­ним поколением и передача его следующему поколению;

социальный контроль - обусловленность поведения людей опре­деленными нормами и образцами, свойственными данной куль­туре;

культурный отбор - отсеивание негодных, отживших социальных форм.


30____________________________ Гла

Схема 2.5. Дифференциация социальных взаимодействий по сферам общества

Схема 2.6. Дифференциация социальных связей по уровням взаимодействия


Глава 2. Общество как социокультурная система

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемо­го социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социаль­ного взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребно­стей людей.

Социальное взаимодействие - это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социаль­ной потребности и направлено на другого индивида или группу и име­ет для него значение.

Социальные взаимодействия могут быть дифференцированы по сферам общества: экономические, политические, культурные, или по его уровням взаимодействия. Вторая дифференциация включает все уровни: от взаимодействия отдельных личностей до цивилизацион-ных связей.

При этом общество одновременно функционирует как на микро­уровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макро­уровне (большие организации, институты, слои, классы, общество в це­лом).

Социальные взаимодействия могут осуществляться как внутри от­дельного общества или цивилизации, так и между обществами или ци­вилизациями (двусторонние и многосторонние государственные и не­государственные отношения).

Глава 2, Общество как социокультурная система


Схема 2.7. Дифференциация общества


Глава 2. Общество как социокультурная система _________________________ 33

Общество - динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, диф­ференциация (разделение, расслоение).

Процессы, определяющие дифференциацию общества:

Разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Воз­никают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

Удовлетворение новых потребностей людей. За последнее столе­тие возникли или приобрели массовый характер такие новые по­требности людей, как занятия спортом, туризмом, путешествиями, творческими хобби, занятия с помощью Интернета, радиоэфира, языка международного общения эсперанто. Эти процессы также способствуют подразделению общества на определенные груп­пы, усложнению его социальной структуры и в конечном счете развитию общества и людей, его составляющих;



Расширение представлений людей о природе и обществе. Напри­мер, представление науки о грозящем катастрофическом падении на Землю большого метеорита или кометы. Такое событие может произойти, по современным данным, примерно раз в 60 млн лет, уже прошедших со времен динозавров, эра которых завершилась столкновением Земли с огромным метеоритом. Ученые уже се­годня разрабатывают меры по предотвращению опасности, воз­никшей из расширения наших представлений о природе;

Появление новых ценностей и норм. Например, новая ценность для России - плюрализм, привела к новой норме - многопар­тийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации обще­ства.

Глава 2. Общество как социокультурная система


Схема 2.8. Интеграция общества


Глава 2. Общество как социокультурная система

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и вертикальных струк­тур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченно­сти (солидарности), происходит и обратный процесс - интеграция (восстановление целого, объединение частей).

Интеграция - это процесс объединения общества, укрепления со­циальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его структуры.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтег-рационные процессы <

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, свя­занных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. На­пример, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидроэлектростанции, за­пускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что не­посильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Факторы, способствующие интеграции общества:

единая культура общества как система материальных и идеаль­ных объектов, как система, позволяющая на основании этих общих символических объектов взаимодействовать отдельным личностям, социальным группам и организациям;

единая система социализации, позволяющая молодому поколе­нию воспринимать, а затем воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подав­ляющего большинства общества, заставляет различных индиви­дов и группы подчиняться единым правилам, действовать по еди­ным социальным нормам.

Глава 2. Общество как социокультурная система


Схема 2.9. Общество как система (по Т. Парсонсу)

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

Наличие отдельных частей;

Наличие связей между частями;

Наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

Взаимодействие с окружающей средой - природой.

Т. Парсонс, рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), опре­деляет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде схемы 2.9.

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество - откры­тая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответ-


Глава 2. Общество как социокультурная система

ствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. При­спосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели - целенаправленная функция, которой соответствует подсистема поли­тики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными) направленными на преобразование природы, третья и четвертая функ­ции направлены внутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями являются интегративная и латентная. Ей соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру обще­ства (набор ценностей и норм). Латентная, скрытая функция обеспе­чивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, под­держание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, кото­рая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодо­го поколения. Структура общества имеет сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвя­занных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм.

Система Т. Парсонса получила в социологии название «система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Т. Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно пред­ставления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вы­зывая определенные социальные действия людей, преобразуют струк­туру общества. Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству граждан, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, Даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процес­сами. Если культурные ценности и нормы поддерживаются подавляю­щим большинством, социальную сплоченность невозможно разрушить. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством на­селения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его Равновесия влечет за собой социальные конфликты.


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

термин, используемый в социальной антропологии и культурологии в качестве альтернативы терминам “социальная система” и “культурная система”. Использование этого понятия помогает обеспечить многофакторный подход к изучению социокультурной реальности и избежать социол. (Дюркгейм и франц. социол. школа) , технологич. (К. Маркс, У. Огборн, Т. Веблен) и культурного (Л. Уайт, А. Кардинер, М. Мид) детерминизма. Применение данного термина предполагает невозможность строгого и методологически адекватного разграничения социальных и культурных аспектов единой социокультурной реальности. В “интегральной социологии” П. Сорокина различаются С.с. разных уровней, в т.ч. социокультурные суперсистемы, закономерности смены к-рых управляют истор. развитием об-в на больших отрезках времени. Суперсистемы организуются вокруг мировоззрений (фундаментальных идей относительно природы реальности и методов ее постижения) . Сорокин выделил три суперсистемы: чувственную, идеациональную и идеалистическую. Каждое об-во в своем истор. развитии подчиняется закону последоват. циклич. чередования этих трех суперсистем; социальные и культурные системы низших уровней в той или иной степени соответствуют доминирующей в данном об-ве в данный момент суперсистеме. Переход от одного типа мировоззрения к другому (от одной суперсистемы к другой) вызывает трансформацию социальных структур и культурных образцов.

  • - изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних...

    Энциклопедия культурологии

  • - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их...

    Энциклопедия культурологии

  • - ценностно-нормативный аспект социальной организации сооб-тв и их сегментов, задающий мировоззренч., идейные и нравств...

    Энциклопедия культурологии

  • - одна из осн. функций культуры, связанная с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей...

    Энциклопедия культурологии

  • - применительно тестов означает соответствие заданий тестовых и оценок тестовых, по ним получаемых, особенностям культуры, сложившимся в обществе, где тест применяется...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - - конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества...

    Педагогический терминологический словарь

  • - English: System «generator - motor» Регулируемый электропривод, преобразовательным устройством которого является электромашинный преобразовательный агрегат Источник: Термины и определения в электроэнергетике...

    Строительный словарь

  • - см. Система Либиха...

    Экологический словарь

  • - англ. LRP, Logistic Requirements Planning А. Система управления логистической цепью...

    Словарь бизнес терминов

  • - порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов...

    Словарь юридических терминов

  • - разновидность пропорциональной избирательной системы. По конечным результатам напоминает пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием...

    Словарь юридических терминов

  • - численная система оценки уровня сознания больного после полученной им травмы черепа...

    Медицинские термины

  • - органы тела человека, участвующие в процессе воспроизведения потомства...

    Медицинские термины

  • - серия из четырех видов генов, которые кодируют полиморфные белки, содержащиеся на поверхности большинства ядросодержащих клеток...

    Медицинские термины

  • - к природной среде, система традиционных механизмов освоения конкретной природной среды конкретным народом или его частью, обеспечивающая гомеостаз во взаимодействии человека и биосферы...

    Экологический словарь

  • - ИК-систе/ма,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

"СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА" в книгах

Социокультурная динамика

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социокультурная динамика

4.2. Современная цивилизация как социокультурная общность

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

4.2. Современная цивилизация как социокультурная общность И все же, как ни многообразны представления о цивилизации, для характеристики современных цивилизационных процессов, для определения современной цивилизации их оказывается недостаточно. Это объясняется тем, что

6.2. Социокультурная динамика

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

6.2. Социокультурная динамика К числу фундаментальных проблем в современном социогуманитарном знании относится вопрос о культурных изменениях и причинах, их вызывающих. Во многом именно этим объясняется интерес к данной теме со стороны практически всех исследователей

15.2. Социокультурная динамика глобализации

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

15.2. Социокультурная динамика глобализации Итак, в контексте заданной Робертсоном парадигмы глобализация осмысляется как серии эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое социокультурное пространство. Решающая

Культурогенез, социокультурная динамика и типологии культур

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Культурогенез, социокультурная динамика и типологии культур Актуальные проблемы типологии культур. М., 1997.Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения). Великий Новгород, 2000.Ерасов Б. С. Социальная

Л. К. Круглова. Социокультурная антропоэкология как интегративная культурологическая дисциплина

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

Л. К. Круглова. Социокультурная антропоэкология как интегративная культурологическая дисциплина Экология – это наука о взаимодействии организма и среды.Важнейшим элементом среды жизнеобитания человека как любого другого организма является природа.Чтобы

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ Русское Просвещение не только вызвало к жизни оригинальную концепцию славянофилов о самобытности российского народа и его соборности, но и инициировало философию русского радикализма. Завещанное «слово»

Глава 3 Общество как социокультурная система

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

Глава 3 Общество как социокультурная система Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных

§ 3. Социокультурная эволюция этноса в этнонацию

Из книги автора

§ 3. Социокультурная эволюция этноса в этнонацию В такой же степени значительна роль культуры и языка в формировании и развитии этноса, этнонации, да и гражданской политической нации. Ю.В. Бромлей дал одно из удачных определений термина «культура» как «совокупности

1. Социокультурная ситуация в СССР в 60-70-е гг

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Социокультурная ситуация в СССР в 60-70-е гг 1.1. Конец «оттепели» и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. С уходом с политической ареныН. С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных

Социокультурная (или социальная) запущенность

Из книги автора

Социокультурная (или социальная) запущенность комплекс типичных проявлений в поведении и деятельности учащегося, характеризующий игнорирование и пренебрежение общепринятыми нормами, общественными ценностями и нравственными устоями социума, отчуждение от всех

Карен Хорни: социокультурная теория личности

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Карен Хорни: социокультурная теория личности Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в

Социокультурная теория: основные концепции и принципы

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Социокультурная теория: основные концепции и принципы Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во - первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их

12. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Из книги Интегральная психология [Сознание, Дух, Психология, Терапия] автора Уилбер Кен

12. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ Дух-в-действииТеперь представляется очевидным, что в традиционном понимании Великой Цепи есть по меньшей мере четыре крупных недостатка, и для того, чтобы привнести ее в мир современности и пост-современности - и разработать подлинно

Социокультурная архаика

Из книги Время демографических перемен. Избранные статьи автора Вишневский Анатолий Григорьевич

Социокультурная архаика Эпидемиологический переход – модернизационный процесс, причем в первую очередь не технологический, а социальный, тесно связанный с другими направлениями социальной модернизации.Хотя непосредственная ответственность за низкие показатели

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что является исходной клеточкой общества?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди , совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов , находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения сторонников системного подхода к анализу общества – общество это не суммативная, а целостная система. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.

Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный , надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.

Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество – это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

На каких принципах происходит организация элементов общества, какой характер связей устанавливается между элементами?

При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи, то есть системы находятся в причинно – следственной зависимости.

В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.

Примером политического детерминизма является концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию , которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

7. У него имеется своя собственная культура.

Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества : «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ , кроме того, она должна иметь свою собственную культуру ». Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру ».

Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость – это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которых обеспечивается необходимым набором функций. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которые можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого являются общественные потребности.

Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей Маркс и Энгельс назвали первой предпосылкой человеческого существования. На основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Люди приобретают особые интересы. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.

Общество как социокультурная система.

«Общество» является исходной категорией социологии. В научной литературе это предельно широкая общность людей, и форма наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. (по конту согласие, связанность элементов). Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокупность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей. Сложность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объектами, более сложное как по многообразию связей, отношений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется. Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой вычленяются две основные подсистемы – социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей. Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям. Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие. Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество.