Проблема массовой демократии. Введение

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.

“Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах в первом случае они равны, потому что они – все, во втором – потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законом”.

Ш. Монтескье

§ 1. Демократия: сущность и этапы развития

Термин “демократия” древнегреческого происхождения: demos – народ и kratein – властвование, что означает “власть народа” (или “народовластие”). Более развернутое определение “демократии” было дано американским президентом Линкольном: “правление народа, избранное народом и для народа”.

Демократия и свобода – сложные и многозначные категории. О демократии можно говорить как о ценности общественной жизни, об идеале государственного устройства, механизме функционирования реально существующего государства. Но в любом случае понятие демократии будет тесно связано с понятием свободы, в первую очередь с политическим понятием свободы (liberty). От этого последнего слова происходит понятие либерализм, возникшее в XVII в. Поэтому, по сути дела, речь будет идти о связи демократии и либерализма.

Долгое время - от античности до конца XVIII в. – под демократией имели в виду одну из форм государства с такой организацией власти, при которой правят не одно лицо или группа лиц, а все граждане и решения принимаются простым большинством голосов. Демократия понималась как прямая власть народа по образцу Афин V–IV вв. до н.э.

Демократия – одна из древнейших форм государственного устройства. Аристотель в своей работе “Афинская политая”, посвященной истории афинского государства с XIII по V в. до н.э., показал, как в течение семи столетии в результате законодательных инициатив различных правителей на фоне постоянной борьбы двух “партий” – демоса (народа) и аристократии (знати) – складывается такой политический строй, при котором народ добивается равных со знатью прав на участие в политической жизни. В V в. до н.э. в “славную эпоху Перикла” власть принадлежала собранию свободных граждан, периодически сходившихся на городской площади для обсуждения общественных дел. Политические решения принимались простым большинством голосов. Собрание распоряжалось казной, утверждало законы, решало вопросы войны и мира. Для занятия многочисленных должностей по управлению различными государственными делами использовался метод жеребьевки.

При всем этом важно учитывать, что в афинском государстве того периода насчитывалось 400 тыс. жителей, но лишь 40 тыс. из них были полноправными гражданами. Женщины, переселенцы, рабы политическими правами не обладали.

В более позднее время Афинское государство узнало и другую форму демократии, которая близка к “власти толпы” (охлократии). При таком правлении власть большинства в народном собрании выступала как коллективная тирания, характерной чертой которой являлось несоблюдение законов. “Неумеренная демократия” вела к неэффективности управления, нестабильности государственной власти и осуждалась в политических учениях античности После того как Аристотель показал, что переход от демократии к охлократии ведет к вырождению государственной жизни, “демократия” в течение последующих двух тысячелетий не пользовалась популярностью. Для европейского средневековья была характерна феодальная раздробленность и позднее такая форма государства, как абсолютная монархия. Города-республики встречались значительно реже.

Фактически, только в конце XVIII в., после того как на месте английских колоний в Северной Америке английскими, ирландскими и другими европейскими переселенцами было образовано новое государство – США, после того, как в самой Европе грянула Великая французская революция с ее призывами к свободе, равенству и братству – только после этого понятие демократии приобрело широкую известность и популярность. Однако в Европе принципы либерализма и демократии (личной свободы и народной власти) долгое время существовали раздельно. Французская революция провозгласила принципы демократии и открыла возможность широкого народного представительства, но без либерализма (гарантии личной свободы). Английская революция (1688) утвердила в Англии принципы либерализма в условиях конституционной монархии, но без демократии.

Зато в Соединенных Штатах Америки получил развитие новый тип государственного устройства, основанный на синтезе демократии и либерализма. Рассмотрим это подробнее.

До последней четверти XVIII в. североамериканскими колониями управлял губернатор, представлявший интересы Британской короны. В то же время в каждой колонии существовали законодательные собрания, избиравшиеся узким кругом состоятельных граждан и поначалу имевшие скромные претензии на власть. Британское управление без представительства американцев уже в середине XVIII в. было расценено в британском парламенте как проявление тирании, отрицающей не только естественные права человека, но и традиционные права англичан. В ходе войны за независимость (1775–1783) колонии заявили о своем отделении от Англии. Законодательные собрания выступили с требованием полноты парламентской власти. В Филадельфии собрался Конгресс представителей всех тринадцати колоний, принявших в 1776 г. “Декларацию независимости”. Основной идеей Декларации было провозглашение либеральных прав и требование конституционного (правового) государства, обеспечивающего соблюдение этих прав.

С самого начала революции были очевидны и ее демократические тенденции: народные массы требовали для себя широкого представительства в органах государственной власти. Эти требования имели свою основу в прямой демократии городских собраний, которая развилась в колониях еще с середины XVII в. Демократический заряд таких собраний был всегда высок. В них участвовали не только граждане, имеющие право голоса при выборах в Законодательные собрания, но все слои общественности, вплоть до “должников и чернорабочих”1.

Конституция США, принятая в 1787 г., стала компромиссом между либеральными идеями, принципами американских последователей Дж. Локка и демократическими требованиями широких народных масс.

Основатели американского государства разработали и реализовали на практике систему норм, совмещающих демократические принципы правления народа и либеральные принципы защиты свобод и прав каждого человека. В этих целях им представлялось важным избежать создания правительства, абсолютно зависимого от воли большинства избирателей. Дж. Мэдисон полагал, что “подобные демократии всегда были образцами неспокойствия и раздоров, несовместимых с гарантиями личной безопасности и имущественных прав, и в целом так же недолго жили, как и насильственной смертью погибали”. И творцы американских законов сумели достичь равновесия между идеалом решающей воли большинства избирателей (идеей классической демократии) и необходимостью защитить права меньшинства (либеральной идеей).

Для развития политической науки существенно, что тогда была понята тесная связь между соблюдением прав меньшинства и политической стабильностью. А. Гамильтон справедливо заметил, что “люди любят власть... Отдайте всю власть большинству, и оно будет угнетать меньшинство. Отдайте всю власть меньшинству, и оно будет угнетать большинство, поэтому власть должна быть поделена между теми и другими так, чтобы каждая сторона могла защитить себя от другой”2.

Уже к середине XIX в. США стали первым образцом современного либерально-демократического общества. А. де Токвиль, посетивший Америку в 30-х гг. XIX в. в своей работе “Демократия в Америке” называет три рода причин, по которым современное ему демократическое общество в США являлось одновременно и либеральным (свободным):

Во-первых, случайная и своеобразная ситуация, в которой оказалось американское общество: выгодное географическое положение, отсутствие военной опасности со стороны соседних государств, огромные территории, которые заняли иммигранты из Европы, обладающие техническими достижениями своей цивилизации и занявшиеся деятельностью в сфере промышленности и торговли;

Во-вторых, дорогу свободе в Америке проложили хорошие законы. В этой связи Т. Джефферсон заметил, что если в Европе в борьбе за демократию пролито много крови, американцы пролили много чернил;

В-третьих, наиболее значимыми причинами той свободы, которой характеризуется американская демократия, служат привычки, нравы и верования американского народа, который религиозен и свободен одновременно3.

А. де Токвиль делал вывод о том, что американский опыт в установлении свободы и политического равенства скоро будет иметь решающее значение и на европейском континенте?4

Развитие демократии в Европе, связанное с требованием всеобщего избирательного права, включало в число основных политических участников событий западноевропейский рабочий класс, который с середины XIX в. выступил как организованная политическая сила. Если раньше работающие по найму и лишенные частной собственности рабочие были лишены избирательных прав, то к началу XX в. западноевропейский рабочий класс их добился.

Все это привело к тому, что под демократией стали понимать не только одну из форм государственного устройства, как в эпоху античности, но и сущностные качества всего общества – политические, экономические, социальные, духовные. При этом демократия выступает уже не как власть народа, а как власть с согласия народа, когда граждане принимают участие в выработке решений не прямо, а опосредованно – через своих представителей. Последние принимают решения большинством голосов, но с сохранением прав меньшинства. Такая демократия называется конституционной, или либеральной.

Новое качество современной демократии. Современная демократия имеет следующие характерные черты и особенности.

Во-первых, она строится на новом понимании свободы и равенства. Принципы свободы и равенства, в соответствии с естественно-правовой теорией либерализма, распространяются на всех граждан государства. По мере демократизации общества эти принципы все больше воплощаются в практическую жизнь.

Во-вторых, демократия развивается в больших по территории и по численности государствах. Принципы прямой демократии в таких государствах действуют главным образом на уровне местного самоуправления, а на уровне национальном получает развитие представительная форма демократии. Граждане осуществляют управление государством не непосредственно, а путем выбора представителей в государственные органы.

В-третьих, представительная форма демократии возникает в ответ на необходимость выражения многообразных, в первую очередь экономических интересов гражданского общества.

В-четвертых, современные либерально-демократические государства, во многом отличаясь друг от друга, строятся на системе общих либерально-демократических принципов и ценностей: признание народа источником власти; равноправие граждан и соблюдение прав человека; приоритет прав человека над правами государства; выборность основных органов государственной власти, подчинение меньшинства большинству при принятии решений, но с гарантией прав меньшинства; верховенство закона; разделение властей, предполагающее их относительную автономию и взаимный контроль и др.

В-пятых, либеральная демократия рассматривается как процесс, который начался в раннем конституционализме Англии и США и имеет тенденцию к демократизации всех сторон жизни, а также к распространению во всем мире.

Исторические пути движения к демократии различны у разных народов, но все современные демократические государства функционируют на общих либерально-демократических принципах и достигли внутреннего консенсуса (согласия) относительно основных ценностей общественной и личной жизни.

§ 2. Либерально-демократические ценности и принципы демократии

На сегодняшний день либерально-демократическое устройство имеют несколько десятков государств Концептуальной основой главных ценностей в современных демократиях является формула: “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах” Свобода – базовая ценность современной демократии.

Среди основных прав человека основатель идеологии либерализма Дж. Локк выделял права на жизнь, свободу и частную собственность. Данная триада прав может иметь по меньшей мере две интерпретации буржуазную и гражданскую5. С буржуазной точки зрения права на жизнь и пользование земными благами (на “частную собственность”) являются основными ценностями. В гражданской интерпретации базовой ценностью нового общества является свобода.

Свобода как ценность не предписывает человеку никакого конкретного поведения, она не навязывает никакого заведомо определенного содержания деятельности, а открывает для личности широкие возможности выбора наполненных различным содержанием форм поведения и деятельности. Именно по этому поводу и на основе признания ценности свободы в западноевропейском и североамериканском обществах было достигнуто согласие, в то время как вокруг частной собственности шла острая классовая борьба.

Либеральные права гарантировали лишь индивидуальную свободу личности и формальное равенство всех перед законом, но не социальное равенство. В отсутствие такового использование многих из прав превращалось в фактическую привилегию имущих классов. В XX в. либеральные или гражданские, личные права были дополнены социально-экономическими правами, обещавшими каждому достойные условия существования. Так сложился целостный комплекс прав человека, признанных мировым сообществом современным эталоном свободы.

Закрепленные Организацией Объединенных Наций во Всеобщей Декларации прав человека (1948) права и свободы можно разделить на четыре группы.

В первую группу входят так называемые элементарные права и свободы. Сюда относятся права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3), свободу от рабства (ст. 4), запрет пыток или жестокого, бесчеловечного обращения и наказания (ст. 5), равенство всех людей перед законом и равную защиту закона (ст. 7), ряд прав, касающихся процедурных гарантий правосудия (ст. 8–11), право на защиту от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от посягательства на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, тайна переписки (ст. 12).

Вторую группу составляют гражданские права. В Декларации провозглашаются: право личности на признание ее правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом (ст. 17).

В числе политических прав и свобод Декларация устанавливает: свободу мысли, совести и религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21).

И наконец, ст. 22–28 перечисляют экономические, социальные и культурные права, такие как право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединения в профессиональные союзы, право на отдых и досуг, право на определенный жизненный уровень, право на образование6.

Другой базовой ценностью современной демократии является принцип равенства людей. Равенство не означает идентичности людей. Как известно, все люди разделены на расы, национальности, классы, отличаются приверженностью к разным религиям, однако все они едины в том, что они – люди, обладающие способностью разумно мыслить. Но способность разумно мыслить не порождает способность разумно действовать. В христианском понимании – все люди равны перед Богом. Его требования ко всем людям одинаковы, но ответственность людей за свои действия разная.

В американской Декларации независимости нашла отражение вера в равенство людей в том смысле, что все они обладают такими неотъемлемыми правами, как право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Такое равенство не означает дар или подношение человеку, которое он получает в связи с фактом рождения. Оно должно рассматриваться как благоприятная возможность или даже требование. Так, например, фраза о праве на стремление к счастью не означает, что человек не может быть несчастным и что кто-то другой (государство, семья, друзья) обязательно сделают его счастливым. Она означает лишь, что каждый человек имеет право стремиться к счастью, и нет непреодолимых препятствий на этом пути. В этом все люди равны. Но счастья невозможно добиться без индивидуальных усилий, которые у разных людей разные. Отсюда проистекает неравенство людей.

Демократия признает различие и неравенство в талантах и способностях людей. И требует, чтобы тем, кто превосходит остальных своими способностями, были обеспечены все возможности для их развития (независимо от расовых, религиозных и социальных различий).

Лишать людей с выдающимися способностями шанса превзойти других не только неверно с моральной точки зрения, но и социально расточительно.

Однако равенство, понимаемое как равенство возможностей, не может быть магической формулой для достижения социальной справедливости в обществе.

Если бы все люди имели равные способности, рождались в одинаково благополучных семьях и получали равное образование, только тогда предоставление всем равных возможностей могло бы стать наилучшим решением проблемы справедливого общества.

Многие различия не могут быть устранены с помощью действия закона, равного для всех. Но законы могут уменьшить различия в происхождении и образовании в самом начале жизненного пути и таким образом сделать равенство возможностей более действенным7.

На страже прав и свобод стоят правовой закон и гражданское общество, которые сами по себе представляют важнейшие завоевания, ценности демократии. Правовой закон оформляет государственность в качестве демократической, а гражданское общество обеспечивает демократической государственности необходимые связи с обществом. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований у демократии. И наоборот: чем меньше развито гражданское общество, тем больше возможностей для установления и существования недемократических режимов.

Принцип плюрализма. Признавая свободу базовой ценностью, общество должно обеспечить ей абсолютную обязательность. Отсюда берет свое начало религиозный, мировоззренческий, идеологический, политический, экономический плюрализм западных либеральных демократий. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) в общественной жизни характеризуется разнообразием форм собственности, общественных интересов, партий и ассоциаций, идейных течений и т.д., а также особым конкурентным характером взаимоотношений между ними. Однако свободная конкуренция различных политических сил протекает по определенным, принятым всеми участниками “правилам игры”. Конфликты, возникающие в ходе такого конкурентного соперничества, должны разрешаться по общепризнанным правилам, включающим отказ от насилия при разрешении конфликта, терпимость к мнению оппонентов, поиск консенсуса и готовность к компромиссам, уважение закона, прав личности, демократического порядка в целом.

Концепция плюрализма, выработанная Г. Ласки, Э. Бернштейном, Р. Гильфердингом и др., выросла из идей либерализма. В отличие от классического либерализма, где главным субъектом общественной жизни выступал отдельный свободный индивид, реализующий свои интересы в конкурентном соперничестве с интересами других граждан, в плюралистической теории таким объектом является общественная группа. Плюралистическая теория демократии, выступающая с позиций соперничества организованных общественных групп, является дальнейшим развитием либеральной теории в условиях многочисленного и сложно организованного индустриального общества. Сегодня либерально-демократические государства называются иногда плюралистическими демократиями. Плюрализм, как множественность, разнообразие и свобода самовыражения, обязывает к тому, что если будут найдены общие правила, нормы, ценности, регламентирующие поведение людей (которые необходимы для обеспечения порядка, стабильности, дисциплины), то они должны быть установлены в результате свободного согласия.

Совмещая власть и свободу, современные демократии руководствуются принципом правления большинства при защите прав меньшинства. Люди с различным опытом и жизненными интересами, разными политическими целями должны иметь возможность для свободного выражения своих потребностей и стремлений. Политические решения в этих условиях вырабатываются как результат столкновений неодинаковых интересов, когда налицо лишь минимум общих взглядов. Очевидно, что при многообразии мнений и интересов невозможно принять вполне удовлетворительное для всех решение. Поэтому основой для соглашения вынужденно берется принцип большинства. Политическая власть принадлежит тому кругу лиц, за которых в результате свободных выборов проголосовало большинство населения.

Но представители большинства не вправе игнорировать интересы меньшинства, запрещать ему отстаивать свои позиции, так как никто не застрахован от ошибок. Обязанность правящей группировки, избранной большинством, – признать право меньшинства на политическую оппозицию и критику, возможность прихода к власти по итогам новых выборов своих оппонентов.

Свобода формирована и выражения мнения, гарантирующая права оппозиции, есть основополагающее требование демократии. Кратко демократию можно даже отделить как власть большинства, уважающую права меньшинства, гцзидим, в современном значении понятие “демократия” имеет мало общего с “господством народа”. Демократия есть власть народных предателей, которая (прямо или опосредованно) свободно избрана большинством народа и контролируется им.

§ 3. Механизм функционирования демократических систем

Взять под контроль действия властей можно с помощью конституционного закона или совокупности законов. Идея конституции как основного закона, который провозглашает принцип разделения властей и определяет полномочия любых властна институтов и должностных лиц, – важнейшая в идеологии либерализм Реализация этой идеи обеспечивается сложным механизмом сдержек и противовесов.

Так, например, в готической системе США на каждый орган государственной власти вдаются функции контроля за решениями других органов. Например, принятие законов – прерогатива Конгресса. Но и Президент влияет на законодательный процесс, поскольку обладает правом “вето”. Он обязан предоставлять Конгрессу отчет о положении страны и предлагать на его усвоение те или иные необходимые меры. Сенат, в свою очередь, контролирует предоставленное Президенту право назначения на должности метров. Конгресс может отклонить “вето” главы исполнительной власти (Президента). Исполнительные власти могут расходовать деньги только в соответствии с решениями Конгресса. Верховный суд назначается Президентом с согласия Сената, Конгресс наделен правом формировать нижестоящие суды, а Верховный суд – контролировать Конгресс и исполнительную власть. Здесь имеет место не столько “разделение властей”, сколько взаимное участие государственных структур в осуществлении власти столь сложное устройство было разработано специально для того, чтобы защитить отдельные, частные интересы как перед интересами большинства так и от правительственного вмешательства.

Свободные выборы представителей власти. Свободные выборы предусматривают:

Всеобщее и равное избирательное право по принципу “один человек – один голос”;

Свободное выдвижение кандидатур, возможное благодаря праву на свободное образование и функционирование партий;

Создание избирательных комиссий для проведения выборов: центральных, окружных, участковых;

Демократический способ подбора центральных избирательных комиссий: с равным представительством от разных партий, выступающих на выборах, или с привлечением нескольких членов, назначаемых парламентами или местными властями после консультации с партиями и т.д.;

Контроль за точностью списков избирателей с возможностью их обжалования в местных судах;

Возможность судебного пересмотра результатов выборной кампании;

Справедливый механизм управления выборами с равным доступом кандидатов к средствам массовой информации и справедливой системой финансирования избирательной кампании и т.д.

Типы избирательных систем. В современных демократических странах совокупность правил и приемов организации выборов и определения их результатов получила название избирательной системы. Избирательные системы позволяют провести перевыборы властей в ненасильственной форме, в рамках конституционных ограничений. Проведение свободных выборов и признание обществом их результатов – важный признак способности современных демократий решать проблемы мирными политическими средствами и обеспечивать легитимность политического процесса.

Существуют две избирательные системы – мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная (от фр. majoritaire – большинство) система предполагает, что победителем в голосовании является тот, кто набрал большинство голосов избирателей.

Мажоритарная система основана на принципе относительного или абсолютного большинства.

Принцип относительного большинства означает, что победившим в голосовании является тот, кто набрал голосов больше, чем его соперники. Такая система существует в США, Канаде и Великобритании. По принципу абсолютного большинства голосование считается состоявшимся только в том случае, если тот, за кого голосуют избиратели, наберет 50% голосов + 1 голос. Если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, проводится второй тур выборов. В нем участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно получить простое большинство голосов. Такая мажоритарная система существует во Франции, в Ирландии, в Австралии.

Наиболее распространена в Европе пропорциональная избирательная система. При пропорциональной системе депутатские места в парламенте распределяются в зависимости от числа голосов, поданных на выборах за партийные списки. При этом избиратели голосуют не за отдельных кандидатов, а за партии, представившие партийные списки кандидатов. Пропорциональные выборы предусматривают, что при определении результатов выборов учитываются все голоса избирателей, поданные за партийные списки. В этом – принципиальное отличие пропорциональной системы от мажоритарной, в которой только “победитель получает все”, а голоса, поданные за кандидатов, оставшихся в меньшинстве, не учитываются.

В некоторых странах существуют так называемые смешанные системы. Так, в ФРГ половина депутатов парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая – по пропорциональной.

Что касается президентских выборов, то в тех странах, где они проводятся с помощью прямого голосования населения, эти выборы проходят по мажоритарной системе абсолютного или относительного большинства. В Российской Федерации, которая изъявила намерение добиваться демократического преобразования общества, выборы в Федеральное Собрание в 1993 и в 1995 г. проходили по смешанной избирательной системе. Одна половина состава Государственной Думы (нижней палаты) избиралась по мажоритарной системе (225 депутатов), а другая половина – по пропорциональной, согласно партийным спискам. В Государственную Думу прошли те партии и избирательные блоки, которые набрали более 5% голосов избирателей (так называемый избирательный порог в 5%).

В представительных демократиях народ, как уже отмечалось, не осуществляет власть, а передает ее органам и лицам, действующим от его имени. Есть два основных способа дать правительству власть, не подвергая демократию опасности. Оба этих способа показали свою жизнеспособность. Они отличаются рядом особенностей. Великобритания считается родиной парламентской формы правления – наиболее распространенной в демократических странах. Ее восприняли Швеция, Дания, Норвегия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, Италия, Испания, Португалия и др. США дали начало президентской форме правления.

Сравнительная таблица форм правления

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

23. ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Сегодня одним из факторов формирования международной ситуации является влияние распада политических режимов в Советском Союзе и Восточной Европе, поэтому проблемы перехода от одного типа режима к другому все заметнее выдвигаются в центр внимания политологии, в особенности переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Процесс политического перехода как движения к демократическим формам правления предполагает изучение ряда его основных параметров.

1. Причины смены политического режима. Это и экономические кризисы, и социокультурные противоречия, и разногласия в высших эшелонах власти, и ослабление идеологической легитимизации режима. Эти факторы оказывают на режим сильное влияние, результатом которого являются либо добровольная смена политического режима, либо его насильственное устранение.

2. Начальный и завершающий этапы. Чаще всего непосредственным свидетельством начала являются активные выступления оппозиционных группировок и изменения в рядах высших эшелонов власти. Режим входит в переходное состояние, признавая права политической оппозиции; одновременно с этим происходит институализация демократических институтов. Процесс перехода может считаться завершенным после того, когда демократические институты прочно укореняются в обществе, а нормы демократического правления и демократического согласования интересов признаются абсолютным большинством политических деятелей 3. Процесс демократического перехода. Сам процесс демократического перехода представляет собой сложное комплексное многостороннее явление. Выделяют различные стадии перехода: либерализация высвобождение энергии политической оппозиции конституирование диалога и противостояния между политической оппозицией и режимом; демократизация и консолидация.

Либерализация режима является важной, неотъемлемой характеристикой демократического перехода. Ее окончание знаменуется либо падением авторитарной власти, либо ее восстановлением и последующими репрессиями.

Либерализация осуществляется в зависимости от того, на чем основывалось прежнее авторитарное равновесие – на лжи, страхе или экономическом процветании.

Демократизация предполагает процесс направления массовой политической энергии в определенное русло. Принципиальное отличие демократизации от либерализации выражается в том, до какой степени массовым социальным слоям открывается доступ для легального участия в политической деятельности Поэтому институализацию политических режимов: формирование конкурентной партийной системы принятие конституции, решение вопроса об избирательных правах граждан, о государственном устройстве, разделении властей – следует рассматривать в контексте того, в какой степени все эти меры содействуют массовому политическому участию.

Процесс демократического перехода достигает стадии консолидации с установлением основных демократических институтов, проведением свободных выборов и определением дееспособности правительства общественным мнением.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг автора Башилов Борис Евгеньевич

3.1. Виды режимов налогообложения… Анализ режимов налогообложения и выбор оптимальной системы налогообложения должен предварять анализ и планирование показателей, на основании которых будет произведен расчет доходов и расходов на осуществление хозяйственной

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Л. Даймонд. Прошла ли «третья волна» демократизации? Осмысление понятия демократии Для того чтобы проследить, как протекает процесс развития демократии, и понять его причины и следствия, необходим высокий уровень концептуальной ясности относительно содержания

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Л. Даймонд. Прошла ли «третья волна» демократизации? С того времени как в апреле 1974 г. рухнул диктаторский режим в Португалии, число демократий в мире резко возросло. До начала этого глобального движения к демократии насчитывалось примерно 40 стран, которые можно было

Из книги Интернет на 100%. Подробный самоучитель: от «чайника» – до профессионала автора

48. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Выделяют следующие типы политических режимов:1) авторитарный режим – способы и методы действия политической системы, характеризующиеся низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах. Большая степень свобод существует в

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Партии не однородны и разделяются по разным признакам. По характеру функционирования выделяют кадровые и массовые партии.Кадровые партии – политические организации, отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, отсутствием

Из книги Как быстро восстановить потерянные компьютерные данные. Подробное руководство по спасению информации автора Гладкий Алексей Анатольевич

25. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ Национализм. Выделяются три типа: государственный, культурный и этнический. Первый в качестве основной идеи выдвигает интересы нации – всех граждан государства, второй – людей, принадлежащих к одному типу социальной культуры, третий –

Из книги Самоучитель работы на компьютере: быстро, легко, эффективно автора Гладкий Алексей Анатольевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

7.3. Описание режимов работы После настройки параметров программы можно приступать к ее эксплуатации. Далее будет рассказано о том, как ведется работа в основных режимах работы Acronis True Image Home.7.3.1. Создание резервной копии данныхВ этом разделе мы рассмотрим, каким образом в

Из книги автора

7.6. Описание режимов работы В данном разделе мы на конкретных примерах проиллюстрируем основные приемы и методы работы в программе Paint. Напомним, что выбор требуемого инструмента осуществляется щелчком мыши на соответствующей кнопке инструментальной панели. Чтобы проще

Из книги автора

4.4. Типология политических режимов Политический режим – 1) совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей; 2) совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его

Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев - известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел - В. М. Молотов, министром обороны - Н. А. Булганин. Во главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л. П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов, Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастии к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского Дела». В 1953 г. был арестован Л. П. Берия, Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД - своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. па пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Органы милиции были преобразованы в отделы исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Не все перестройки в административной системе управления были достаточно продуманны. Недовольство вызвало проведенное в 1962 г. разделение местных Советов по производственному принципу - на промышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смешала функции органов местного самоуправления.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Hа съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н. С. Хрушев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н. С. Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремления понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И. В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. «Умирают в России страхи…»-такими словами начиналось одно из стихотчорений Е. А. Евтушенко тех лет.

Преобразования в общественно-политической жизни

Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре.

Расширялись права союзных республик в области законодательства. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов. Высшие государственные структуры наделялись дополнительными правами в экономической сфере. Отныне республиканские Советы Министров могли самостоятельно заниматься распределением бюджетных средств. Им предоставлялась возможность самим утверждать планы производства и распределения промышленной продукции. В ведение республиканских органов власти были переданы свыше 14 тысяч предприятий легкой и тяжелой индустрии, автотранспорт. Для сохранения ведущей роли центра в развитии экономики, в целях ее координации создавалась Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако Проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности А. И. Рыкова, Н. И. Бухарина - руководителей оппозиции И. В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Проводимая Н. С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И. В. Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г. М. Маленковым, В. М. Молотовым и Л. М. Кагановичем, попыталась сместить Н. С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н. С. Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г. М. Маленкова, В. М. Молотова и Л. М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

Обновление аппарата власти

После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов - его место занял Л. И. Брежнев, Был смещен министр обороны Г. К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н. С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н. С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

Новая Программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»,- утверждал Н. С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).


Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится к переменным издержкам? 1)Арендная плата за помещение; 2)Приобретение сырья 3)Проценты по кредитам 4)Расходы на рекламу 5)Оклады менеджеров 6)Сдельная оплата персонала ОТВЕТ: 26


Гражданин Р. Заключил договор с фирмой «Надежный замок» договор об установке межкомнатных дверей. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, качество которых не устроило гражданина. Фирма сочла требования заказчика завышенными и отказалась переделать работу. Найдите в приведенным списке позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)Истец 2)Ответчик 3)Трудовое право 4)ОВД 5)Гражданское судопроизводство 6)Уголовно-процессуальный кодекс ОТВЕТ: 125


В стране Z развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа. 1)Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы; 2)Религия оказывает значительное влияние на развитие общества. 3)Формируется класс промышленных рабочих. 4)Существует разделение труда. 5)Происходит механизация и автоматизация производства и управления. 6)Развивается сельское хозяйство. ОТВЕТ: 135


Ивану – 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие Ивана как личность. 1)У Ивана светлые волосы и голубые глаза. 2)Рост Ивана – 180 см. 3)Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой. 4)Иван занимается легкой атлетикой, серьезно относится к тренировкам. 5)Иван – добрый и отзывчивый человек. 6)Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией. ОТВЕТ: 3456


Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведенном ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. 1)Анкетирование одноклассников 2)Наблюдение за поведением одноклассников 3)Описание внешнего вида 4)Выявление закономерностей поведения 5)Выдвижение гипотезы 6)Формулирование выводов ОТВЕТ:123


Василию Сергеевичу – 35 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его социальную роль работника. 1)Василий женат, у него трое детей. 2)Василий вступил в партию. 3)Василий внимательно ознакомился с программой кандидата на пост главы администрации. 4)Василий трудится врачом в городской больнице. 5)Василий регулярно посещает курсы повышения квалификации. 6)Василий никогда не опаздывает на работу. ОТВЕТ: 456


В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведенного списка характеристики данного рынка. 1)Рынок товаров 2)Местный рынок 3)Олигополия 4)Рынок информации 5)Избыток продукции 6)Чистая конкуренции ОТВЕТ: 126


Алле 39 лет. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие выполнение ею социальной роли семьянина. 1)Алла замужем за Александром. 2)Алла работает бухгалтером 3)Алла помогает своей маме-пенсионерке. 4)Алла отлично водит автомобиль. 5)Алла увлекается астрономией. 6)Алла воспитывает сына Алексея. ОТВЕТ: 136


Какие из приведенных ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? 1)Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года». 2)На собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок. 3)По всей стране прошли выборы в органы местного самоуправления. 4)Органы ГИБДД установили новые светофоры на дорожных переходах возле учебных заведений. 5)Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних. 6)В городе Z учителя математики создали ассоциацию. ОТВЕТ: 256


Татьяне 13 лет. Найдите в списке позиции, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)Быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей. 2)Распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. 3)Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. 4)Заключать мелкий трудовой договор с согласия родителей. 5)Совершать мелкие бытовые сделки. 6)Нести уголовную ответственность на общих основаниях. ОТВЕТ: 15


Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа? 1)Общественное сознание базируется на религиозных ценностях. 2)Ведущей отраслью экономики является промышленность. 3)Преобладает экстенсивная технология. 4)Господствует общинная форма собственности. 5)Формируется рыночная экономика. 6)Происходит механизация и автоматизация производства. ОТВЕТ: 134


Ученик 11 кл Максим готовится к экзаменам. Найдите в списке методы, которые позволят максиму достичь его цели. 1)Поступление в ВУЗ 2)Проведение экзамена 3)Консультации педагогов. 4)Решение задач 5)Получение высокого балла 6)Чтение учебников, справочной литературы ОТВЕТ: 346


Найдите в списке признаки, позволяющие сделать вывод, что страна Z развивается как постиндустриальное общество. 1)В стране Z производство промышленных товаров полностью автоматизировано. 2)В стране Z развиваются наукоемкие производства и средства коммуникации. 3)В стране Z созданы необходимые условия для непрерывного образования. 4)В стране Z активно развивается виртуальная культура. 5)В стране Z преобладают экстенсивные технологии. 6)Доступ к информации становится одним из условий успеха в конкурентной борьбе. ОТВЕТ: 234


Популярный актер на собственные средства снял черно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в списке характеристики данного произведения. 1)Коммерческий характер 2)Содержательная сложность 3)Внимание критиков и знатоков 4)Использование спецэффектов 5)Привлечение кинозвезд 6)Колоссальный интерес зрителей ОТВЕТ: 23


В стране Z сократилось потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтеров потеряло работу. Выберите из приведенного ниже списка характеристики возникшей безработицы. 1)Скрытая безработица 2)Фрикционная безработица 3)Сезонная безработица 4)Добровольная безработица 5)Структурная безработица 6)Массовая безработица ОТВЕТ: 56


Марине 45 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие выполнению её социальной роли гражданина. 1)Марина воспитывает двоих детей 2)Марина вовремя уплачивает налоги 3)Марина работает бухгалтером 4)Марина получила второе высшее образование 5)Марина всегда ходит на выборы 6)Марина увлекается восточными танцами. ОТВЕТ: 25


Владельцы хлебопекарни несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного относится к постоянным издержкам? 1)Арендная плата за помещение 2)Приобретение сырья 3)Проценты по кредитам 4)Транспортные расходы 5)Зарплата менеджеров 6)Сдельная оплата персонала ОТВЕТ: 135


Сергей, по совету своего адвоката, подал иск о признании недействительным завещания своего отца, согласно которому в права наследования вступил брат Сергея – Роман. Найдите в списке позиции, соответствующие правовому решению описанной ситуации. 1)Истец 2)Ответчик 3)Трудовое право 4)Конституционное судопроизводство 5)Гражданское судопроизводство 6)Уголовно-процессуальный кодекс ОТВЕТ: 125


В государстве Z существует наследственная передача власти. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Парламент имеет двухпалатную структуру, субъекты имеют право принятия собственной конституции. Найдите в списке характеристики формы государства Z. 1)Унитарное государство 2)Федеративное государство 3)Конституционная монархия 4)Демократическое государство 5)Абсолютная монархия 6)Президентская республика ОТВЕТ: 234


Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги по истории и культуре Греции, на интернет- форумах общается с ценителями греческой кухни. Он спланировал маршрут своего путешествия и приобрел путевку. Найдите в списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели. 1)Изучение греческого языка 2)Чтение книг о Греции 3)Ценители греческой кухни 4)Путешествие по Греции 5)Покупка турпутевки 6)Общение в Интернете ОТВЕТ: 1256


В процессе социализации формируется правосознание человека. Выберите в списке элементе правосознания. 1)Знание законов 2)Правоохранительные органы 3)Понимание необходимости соблюдения законов 4)Профессиональное юридическое образование 5)Привлечение к юридической ответственности 6)Соблюдение требованиям права ОТВЕТ: 136


Гражданин Р. постоянно оставляет свой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники правоохранитель- ных органов предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации. 1)Трудовое право 2)Административный проступок 3)Дисциплинарная ответственность 4)Штраф 5)Конституционное право 6)Судимость ОТВЕТ: 24


Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительство и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент, который формирует правительство из предста- вителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите характеристики формы государства Z. 1)Президентская республика 2)Унитарное государство 3)Демократическая республика 4)Парламентская республика 5)Авторитарное правление 6)Федеративное государство ОТВЕТ: 346


В стране N под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в списке характеристики данной семьи. 1)Нуклеарная 2)Партнерская 3)Традиционная 4)Многопоколенная 5)Демократическая 6)эгалитарная ОТВЕТ: 34


Партия V создала сеть первичных организаций в разных уголках страны. Члены политического совета партии избраны в различные федеральные и местные органы власти. Партия выступает с идеей защиты прав трудящихся, является сторонницей построения правового и социального государства. Выберите характеристики данной партии. 1)Кадровая 2)Консервативная 3)Социалистическая 4)Правящая 5)Массовая 6)Революционная ОТВЕТ: 345


Аналитик коммерческого банка А уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в списке характеристики социальной мобильности. 1)Индивидуальная 2)Восходящая 3)Миграция 4)Горизонтальная 5)Нисходящая 6)Межпоколенная ОТВЕТ: 134


Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций. 1)Ольге Ивановне присвоили звание «Заслуженный учитель РФ». 2)Коллеги похвалили Сергея Владимировича за хорошо подготовленную презентацию нового продукта. 3)Владимир Александрович получил на заводе премию за своё изобретение. 4)Виталию Викторовичу присвоена степень доктора юридических наук. 5)Выступление Лены на празднике Осени вызвало аплодисменты. 6)Офицеру Смирнову присвоили очередное воинское звание. ОТВЕТ: 1346

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. "Демократия" в переводе с греческого означает "власть народа". Однако, начиная с первого упоминания о ней в Аристотелевой "Политике" до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют свое внимание на различных ее составляющих. Например, власти большинства, ограничении и контроле над ней, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений плюрализме и т.д. В одних случаях ее трактуют как общественную систему, в других - как форму государства, при которой все граждане имеют равные права на власть. Этим она отличается от монархии.

Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан. Но демократия еще с древних времен считалась худшей формой правления, т.к. низкий уровень культуры граждан позволял манипулировать правителям "народовластием", вследствие этого демократия переходила во власть толпы, а затем - в тиранию.

Негативное отношение к демократии не было преодолено даже после Великой Французской революции в XVIII веке. Это было связано с тем, что демократия не могла решать повседневные социальные вопросы большого государства (в отличие от городов-полисов).

С точки зрения описательного подхода демократия представляет собой совокупность политических структур и процедур, которые были бы эффективны в реализации общественных нужд. Либеральная теория демократии, например, рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление, источником власти является народ, который на принципах доверия, закрепленных конституцией выражает свою власть через своих представителей (депутатов). В этом случае властью занимаются подготовленные люди, которые должны выражать чаяния своих избирателей. Теория прямой демократии отрицает принцип представительности. Демократия понимается как прямое правление народа. Воля выражается на собрании и является основой для деятельности правительства и составления законов. Сторонники плюралистической теории демократии исходят из того, что каждый индивид стремится к реализации своих личных интересов, а не существенных нужд. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, а принятие решений происходит в результате борьбы этих групп и служит своеобразным компромиссом. Последователи элитарной теории демократии используют обратную логику в доказательство преимуществ своего подхода. Они исходят из того, что не существует рационального поведения отдельного индивида, отсутствует концепция "всеобщего блага". А поэтому должна существовать господствующая элита выбираемая народом, которая на время своего правления лишает народ на тот же срок возможность действовать. Напротив, сторонники партипаторной демократии отрицают принцип разделения труда и исходят из индивидуального самоопределения личности. Причем самоопределение ими как полное право на участие в политической жизни общества. В 60-х годах демократия такого типа стала активно развиваться и нашла свое выражение в новых социальных движениях (н-р, движение "зеленых").

Существует еще один интересный вид демократии - социалистическая демократия, которая трактует ее как форму классового господства. В рамках данной концепции развивалось два направления: ортодоксальное (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) и реформистское (К.Каутский, Э.Берштейн). Парадокс первой состоит в том, что только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но с другой стороны при коммунизме демократия как принцип существования государства отмирает вообще. Идеологическая цель (построение коммунизма) приносит в жертву все свободы личности. Сторонники второй теории ищут форму компромисса путем соглашения различных социальных сил.

В настоящий момент демократия в различных ее формах существует в 35 странах мира. Причем демократии в этих странах обладают рядом общих характеристик:

Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении народом в форме выборов.

Конкурирующая политика - конкуренция при выборах.

Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа.

Гражданские, политические и социальные права.