Разоблачение Плужникова, редактора «Ахиллы. Иллюзия духовной жизни, или «Батюшка-оп-ля

В современной церковной жизни уже привычным стало понятие "православный монархизм". Оживленные, подчас бурные дискуссии развиваются вокруг этого понятия и в прессе, и на приходах. Давайте и мы немного поразмышляем о "православном монархизме" и " монархистах" в нашем местном варианте. Часто идея становится гораздо понятнее, когда узнаешь тех, кто ее пропагандирует. Кто же они, наши волгоградские "монархисты"? Можно смело утверждать, что социальный состав этой группы состоит из двух неравнозначных частей. Первая - это элита, или, вернее, те, которые считают себя таковой (и, что немаловажно, очень желают, чтобы и другие думали о них также). К этой группе относятся: некоторая часть духовенства, представители казачества, бизнесмены, журналисты, люди культуры и науки. Именно из этой среды исходят идеи "православного монархизма".

Вторую часть составляют простые прихожане наших храмов, которые впитывают эти идеи через проповеди, листовки, газетные статьи, через участие в различных "покаянных" крестных ходах и т.п.

Как же выглядят основные идеи "православного монархизма"?

Главная идея - почитание "ЦАРЯ Николая Второго". Ваша "православность" оценивается по усердию почитания (и пропагандирования) этой идеи. Например, если в храме нет иконы царской семьи, или батюшка почему-либо не служит торжественного бдения 17 июля, то...

И вот тут совершается идеологическая подмена, которую сами "монархисты" изображают графически: не "царя Николая", а "ЦАРЯ Николая" они почитают. Вот главное - "ЦАРЬ", то есть формулировка почитания своей собственной идеи. Это то знамя, которое овевает политиков "от религии". Подобный "монархизм" порой доходит даже до таких крайностей, что сектоведам пришлось ввести новый термин: ересь "царебожества".

Парадоксально, но сколько бы царепочитатели не кричали о монархии, как об единственно истинной, богоустановленной форме власти, об "удерживающем", о "Третьем Риме" - на самом деле они совершенно не желают воплощения своих идей в жизнь. Наоборот, их очень устраивает современный либеральный строй, при котором они могут смело проповедовать, зарабатывать авторитет, власть, популярность (ведь только в наши времена возможны покаянные крестные ходы с телекамерами..). При Царе-то им не о чем будет кричать...

Другое знамя, которое гордо несут "православные монархисты" - это "русскость" во всех её обличиях. Не будем долго анализировать эту идею, скажем только, что сюда относятся и стремление канонизировать всякого "истинно русского" (включая И.Грозного, Г.Распутина, И.Талькова). Не удивительно, если скоро поднимут вопрос о канонизации "истинно русских" царей: Александра Первого, Николая Первого, Александра Третьего...

Это и ненависть (далеко не христианское явление) к инородцам, особенно кавказцам и евреям. Это и поиски явных и тайных врагов Руси. Это и критика всякого "нерусского" явления. Причем сами наши доморощенные "русофилы" с трудом смогут объяснить, что же такое "русское". В их смутном понимании "русское" - это синоним понятий "истинное", "настоящее", "святое", "богоизбранное". Всё же "нерусское" - это, соответственно, противоположность этих понятий.

"Монархисты" также пытаются взять в свои руки монополию на понятия "национальный" и "патриотизм". Под "патриотом" ими обычно понимается человек, мечтающий о мифической Русской Империи во главе с Белым Православным Царем, перед которым ползает на коленях в страхе весь мир. И когда на обложке книги (цитируемой ниже) патетически пишется: "РОССИЯ есть государство русского народа", - то это, простите, не национализм, а скорее, нацизм...

Самое печальное, что все это происходит внутри церковной ограды, и мир в Церкви нарушают не евреи, не масоны, а якобы "свои", которые политические интересы поставили выше Церкви, которые так и эдак подгоняют цитаты из Священного Писания и из пророчеств святых под оправдание своих идей; которые охаивают священноначалие, вплоть до Патриарха, стоит только им усомниться в твердом последовании иерархами "истинноправославному монархическому" мировоззрению. Не верите? Почитайте идейную книгу наших волгоградских монархистов, изданную местным отделением Русского Народного Собора ("Что сулит миру расчленение России". Волгоград, 2000. Тираж 5 тыс. экз.). Чтобы не быть голословным, приведем две цитаты из этой книги, которая, по словам авторов, "будет полезна гражданину России любой национальности, считающему наше Отечество своей единственной Родиной". (с.4):

"Ссоры и междоусобицы их давно захлестнули православие. Ведущую роль при этом играет Папа Римский Иоанн Павел Второй, который с самого начала стал служить не Иисусу Христу, а иудаизму. Ему под стать и патриарх Алексий Второй (Ридигер)".(с.115)

"В конце 1991 года патриарх, находясь в США, выступил перед членами американской еврейской общины, где призвал "православных быть едино с иудеями". Тем самым высший иерарх в православии совершил несколько тяжких нарушений Заветов Господа нашего Иисуса Христа, соборных канонов, учений великих православных святых. Если говорить обобщенно, то нет таких канонов, которые патриарх не нарушил бы. В подтверждение мы из великого множества бесспорных источников приведем лишь немногие, но такие, которые не оставляют ни малейших сомнений в отступничестве патриарха от Божьего дела. (...) призыв патриарха к братанию с иудеями можно и нужно с полным основанием расценить лишь, как коварную и предательскую попытку отдать православие на съедение иудаизму." (с.124,125-126).

Нам думается, что если члены Волгоградского Русского Народного Собора подписываются под этими цитатами, то мы в разных Православиях. Хающий Святейшего Патриарха и соглашающийся с этим - как они могут причащаться в храмах, где с любовью мы поминаем нашего "Великого Господина и Отца"?!

Верно сказал Святейший в одном своем выступлении: "Раньше священник на исповеди спрашивал: "Чадо! Како веруеши?", то теперь прихожанин спрашивает у священника: "Отче, какого ты политического кредо?".

И когда "монархисты" требуют всенародного покаяния за грех цареубийства - в реальности они говорят: "подклоните нам свои выи". Ведь комплекс вины - это важнейший рычаг, подавляющий свободу человека.

Психологический тип "монархистов" очень болезнен. Эти люди в большинстве своем совершенно закрыты для диалога. Как одержимые своим "пунктиком", они любой разговор переводят на свои рельсы и начинают вещать истины. Не думайте спорить или возражать: окажетесь в стане "жидов", "масонов", "демократов" (это вообще самое страшное ругательство).

Утешает только одно: этих людей немного. Они создают большой шум, чтобы казаться сильнее и многочисленнее, но всё же они не смогут (пока) прийти к власти в Церкви и обществе, так как нет внутренней сплочённости в их рядах. Но вред, наносимый ими, к сожалению, увеличивается, как воспаление. Ведь большинство наших верующих в целом инертны, не любят много думать, но и не любят просто верить и жить, как учит Церковь. Ведь катехизис - это скучно, ведь молиться на воскресной всенощной - некогда... А вот идти в крестный ход на другой конец страны - это здорово! Вот бороться за канонизацию Гришки Распутина - это патриотично! Распространять листовки по приходам - это православно!..

Печально всё это, но понятно. Вспомните историю Церкви - ведь так было всегда. Всегда боролись за власть, чины, влияние... И драки были на Вселенских Соборах среди иерархов, и подкупы, и обманы. А сколько скорбей пережила Церковь из-за споров: что выше - "священство" или "царство" (вспомните патриарха Никона и историю раскола)!

Остается только ждать и надеяться, что эта "детская болезнь правизны" пройдет и наступит выздоровление. А выздоровление заключается в трезвом следовании по "царскому" пути, предлагаемому Господом: "Богу - Богово, кесарю - кесарево". И слушать нужно соборный голос Церкви, а не лозунги религиозных политиков.

Восемь лет назад состоялось мое заочное знакомство со священником Алексием Плужниковым из Волгограда. На одном уважаемом Православном сайте появилась странная рецензия на мою книгу о старце схиигумене Иерониме. Неизвестный священник вдруг взялся цензурировать мою книгу, строго выговаривать, «ставить на вид» к тому времени уже ушедшему в Вечность старцу. Пенять ему на то, что он, дескать, заблуждался в своей оценке ИНН и других духовных явлений. Я удивился такой прыти довольно молодого, еще ничем не проявившего себя батюшки. И позвонил на тот сайт. Там обещали все взвесить и принять решение. Через день пасквиль был убран с сайта. Я вздохнул с облегчением. Но ненадолго!

Спустя год рецензия эта (а скорее и не рецензия, а обвинительный приговор) появилась уже на другом сайте, в ту пору тоже весьма популярном. И началось... Священник Алексий Плужников, может, и не хотел такого, но вышло так, что целый год мне пришлось выдерживать «девятый вал» ненависти, хамства, клеветы и прочего. Скажу в скобках, что и я на каком-то этапе дал волю чувствам и вступил в перепалку. Не надо было этого делать! Как говорится, собака лает, а караван идет... Но и этой простой истине учимся на своих боках. Ну да ладно, страсти давно улеглись. А вот о. Плужников не успокоился. Кого только не «покусал» он в своем неистовом желании отцензурировать всех и вся! Досталось и Юлии Вознесенской, и протоиерею Николаю Агафонову, и Ольге Ларькиной (за книгу о страшном грехе абортов). Список можно тянуть и тянуть дальше! Ну и обо мне автор разгромных книжек все эти годы не забывал. То и дело покусывал в своих рецензиях.

Однажды произошел не столько забавный, сколько поучительный случай. На Православной выставке в Самаре увидел я на книжном развале книгу все того же о. Плужникова «Иллюзии духовной жизни». Что-то подсказало: вряд ли в книге обошлось без моей скромной персоны. Прямо там, на лотке, быстренько пролистал ее - и точно! Вновь автор набросился на книгу о старце Иерониме. Читаю его обидные, недобрые, хлесткие слова - выражений-то наши «цензоры» не выбирают! И вдруг слышу, как у меня за спиной какой-то старичок спрашивает у продавца духовной литературы:

А у вас, случаем, не осталось книги о старце Иерониме? Давно ее ищу! Мне ее почитать дали. Так понравилось, что теперь вот себе хочу купить.

Утешил Господь!

Собственно отец Алексий не был ни главным, ни самым ярым из моих гонителей. Но он всю эту подгоревшую, с нехорошим душком кашу первым заварил. Ему и расхлебывать!

Я думал, что на Страшном Суде, а оказалось, даже раньше.

Многим, видать, насолил отец Алексий! И ладно бы живым-здравствующим. Таков уж наш удел в земной юдоли - терпеть. В том числе и такие вот рецензии. И таких вот рецензентов. А куда денешься? Но обиделись, видно, и те, кто уже давно «у Христа за пазухой»: старец Иероним, блаженная схимонахиня Антония, может, и кого-то еще из великих «отрецензировал» самоназначенный цензор.

В своем желании досадить редакции «Благовеста» (ну и конечно, высказать свое понимание духовных вопросов - отличное от нашего), не остановило его и то, что пришлось в своем рвении пойти даже против своего Архиерея. Ведь книгу «Старец Иероним» за несколько лет до скандала высоко оценил и вручил даже грамоту автору его правящий Архиерей. Мы думали, хоть это его остановит. Не станет он «подставлять» своего духовного отца. Куда там!..

Ну так вот, извещаю, нет больше такого цензора. Был да весь вышел.

На ранее возглавляемом им Петропавловском приходе города Волгограда настоятелем уже другой священник. Церковного суда над отцом Алексием еще не было, это, по-видимому, впереди. Но в клире Епархии он, увы, уже не состоит. И канонические прещения наступят несомненно. Ведь он оставил семью и с другой женщиной уехал в другой город. Наверное, нужных книг начитался...

Не он первый, не он последний. Многие гордецы так вот безславно заканчивают свой стремительный взлет. Из цензоров - и вдруг так банально в лужу!

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Слишком много гордости в самой идее выстроить по ранжиру всю Православную литературу. И выкинуть «за борт» все, что не разлиновывается на свой лад (а лад-то слабенький, странненький у отца Алексия - из пресловутого Гарри Поттера в основном). Как такого остановить? Ведь священный сан прикрывает такого вот горе-критика от любых возражений со стороны мирян.

Есть золотое правило: всяк сверчок знай свой шесток. Следовал бы этому правилу отец Алексий, много доброго бы сделал и на приходе, и даже в литературе. Но нет, - ведь так хочется уважаемого священника, лауреата Патриаршей премии взять да и назвать «графоманом» (как он сделал это с отцом Николаем Агафоновым) - и как себе в этом удовольствии откажешь?

Известная подвижница схимонахиня Антония (Кавешникова) в утешение женщинам, совершившим страшный грех аборта, составила молитвенное правило. Только для келейного чтения, разумеется. Какой подарок для отца Алексия! Он об этом «правиле» чуть ли не целую книгу написал. Камня на камне не оставил...

Если кто-то очень чтит Святого Царя, надо попытаться на таких навесить ярлык «царебожия». Кто-то выступает против ИНН и электронного тотального контроля? Значит, раскольники и сектанты. Так по отцу Алексию Плужникову получается. Выражений он никогда не выбирал и бил наотмашь, всей пятерней. Когда чувствуешь за собой силу, когда печатают тебя в лучших Православных издательствах, чего жалеть всяких там «графоманов», «землеедов», «мракобесов-долгожителей»...

Но ведь и Бог долго терпит, да больно бьет. И от Его ударов никто защитить не сможет.

И вот вместо цензора - беглый едва ли не бывший священник, запутавшийся в «любовях». Бросивший и семью, и свою паству. Которого по-человечески жаль, конечно. Но которого другим способом было уже, по-видимому, не остановить.

Последняя книга цензора Плужникова называлась знаково: «Батюшка-онлайн». Громко. Ярко. А можно было так назвать: «Батюшка-оп-ля».

Да, печально! Но давайте извлекать уроки.

На снимке : в этой книге отец Алексий Плужников громит всех, кто в духовной жизни не следует его советам. Но вот оказалось, что его самого духовный путь увел куда-то "налево" - в сторону от пастырского служения...


Священник Алексий Плужников: "Церковный энтузиазм"

Богословская основа церковного энтузиазма – это идея, прямо противоположная знаменитым словам прп. Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

ЦЕРКОВНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ

Введение.

Что такое «энтузиазм»?

«Энтузиазм - сильное одушевленье, увлеченье, восхищенье, страстное обаяние, восторженность». (В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».)

«Энтузиазм – через нем., лат. из греч. «божественное вдохновение».

Энтузиаст – «исполненный божества»». (М.Фасмер. «Этимологический словарь русского языка».)

В Древней Греции существовали так называемые «вакхические мистерии» в честь бога Диониса (Вакха), участники которых доводили себя до исступления, транса путём разнузданного поведения, диких плясок, сексуального разврата, пьянства. Впадая в такое безумное состояние, они становились «энтузиастами», «исполненными божества» (т.е. Вакха).

Эти мистерии получили название «оргий», «вакханалий», в них находили выход подавленные эротические страсти.

Таким образом, энтузиазм – это выход «вовне», из себя, к «богу». (Синонимы этого понятия: исступление, экстаз.)

Это явление, в изменённом виде, хорошо нам известно по недавнему советскому прошлому, из которого мы все вышли, но не сумели полностью от него освободиться.

По сути, вся сила Советской власти держалась на энтузиастах. Революцию делали энтузиасты, мечтавшие «разрушить старый мир до основанья, а затем…». Колхозы создавались энтузиастами путём отбирания богатств (земли, скота, инвентаря, зерна) у имущих.

В космос летели, в Ледовитом океане плавали, БАМ строили всё те же энтузиасты.

Энтузиазм равнозначен экстенсивному способу хозяйства, жизни «вширь», в противоположность интенсивному, «вглубь». Чтобы было понятнее, приведём сравнение: интенсивная жизнь – это удобрение своего поля навозом, улучшение сельхозтехники, тщательная обработка каждого сантиметра земли.

А экстенсивная – это быстренько выжать из земли все соки, истощить её и скакать на другой край страны поднимать целину, которая почему-то «залежалась». Знакомая история, не правда ли?

Советский энтузиазм построен на том же элевсинском «опьянении», выходе к «богу», имя которого – «светлое будущее», коммунизм. Цель, оправдывающая все средства («мы будем бороться за мир во всём мире, даже если от мира камня на камне не останется»).

Но, как и всякий экстаз, энтузиазм быстро истощает все силы человека (и государства) и погибает (как пьяница и наркоман). Вот и советское государство не выдержало даже 70 лет.

К чему вся эта долгая предыстория? А к тому, что мы все «родом из детства», и в современной церковной жизни тоже нередко приходится сталкиваться с феноменом энтузиазма.

Церковный энтузиазм.

Богословская основа церковного энтузиазма – это идея, прямо противоположная знаменитым словам прп. Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Напротив, церковный энтузиазм считает, что в первую очередь надо спасать других, а моё спасение заключается в спасении ближних. Чем больше спасу, тем выше моё место в Царстве Небесном.

Эта идея широко разлита в современном церковном мировоззрении. Так, считается, что спасение России заключается в как можно большем количестве построенных храмов, как можно большем числе крещёных людей. У нас ведь на Руси издавна любят хвалиться статистикой. Дескать, 80% крещёных – не шутка. Значит, следует логичный вывод, надо вводить «Основы православной культуры» в школах.

И неважно, что построенные храмы стоят полупустые, неважно, что формальное крещение, которое совершается во многих храмах, без оглашения, без подготовки, только отталкивает этих «крещёных» от Церкви. (Кстати, когда ко мне приходят люди с вопросом о крещении, я предлагаю им прийти в ближайшее воскресенье для огласительной беседы. В итоге, 99% этих «неофитов» я больше никогда не вижу. Хотя сильно сомневаюсь, что они не покрестились с успехом, без разговоров, в другом каком-нибудь храме.)

И не надо обольщаться, что народ наш, наша молодёжь страждет без ОПК. Государство право, что сопротивляется. Ведь нет спроса. Мы своим предложением ОПК пытаемся искусственно вызвать спрос, но его нет (по крайней мере, в том объёме, как нам хотелось бы). Напротив, часто достигается обратный эффект, как в сетевом маркетинге: в народе возникает брезгливое отношение к Церкви как к навязчивой организации, которая пытается вернуть себе в государственной структуре прерогативы, существовавшие до 1917 г., стать обязательной, государственной религией.

Не поймите меня превратно, я вовсе не против ОПК. Совсем нет, я только против той агрессии, с которой нередко преподносится данная идея: мол, у вас одна дилемма: или ОПК - или потерянная молодёжь, да и вся Россия с ней. Ошибка в постановке проблемы: на самом деле наличие или отсутствие этого предмета в учебных заведениях никак не повлияет на духовную ситуацию в стране. Поголовный Закон Божий в царской России не остановил, а скорее, способствовал революции; также и обязательный «научный атеизм» не остановил развал СССР. Поэтому не хочется, чтобы энтузиазм в этом, несомненно благом деле (преподавание ОПК) разрушил главное: разумную меру.

Благодаря неумеренному энтузиазму в общественном мировоззрении уже стали устойчивыми параллели: власть - Церковь, деньги - Церковь. Златоглавые храмы, построенные на деньги недобросовестных, мягко говоря, богачей, стали «притчей во языцех». Такое «экстенсивное православие» настораживает людей, ибо внешнее великолепие резко обгоняет внутреннее, сосредоточенное отношение к развитию церковной жизни.

Не могут не пугать людей и политические лозунги православных энтузиастов о восстановлении монархии, о борьбе с ИНН, глобализмом, экуменизмом. Люди видят, в каких болезненных формах это происходит, каким нездоровым огнём горят глаза и речи «православных спасателей России», предлагающих новое «светлое будущее» – мифическую Православную Империю Русских Людей, Третий Рим.

Пастырский энтузиазм.

В пастырской среде можно выделить энтузиазм двух видов: пастырь-«менеджер» и пастырь-«младостарец» (но есть и другие виды, конечно).

Часто кажется, что некоторые энтузиасты стали священниками для того, чтобы иметь возможность реализовать себя как «прорабов Царствия Божия». Постройка храма воспринимается таким пастырем как некая гарантия спасения (а два храма – две гарантии..). Деньги на храм добываются сомнительным путём у сомнительных личностей, опять же оправдываясь принципом Н. Макиавелли: «цель оправдывает средства». Самому доводилось слышать, как один священник похвалялся с амвона, что он участвовал в строительстве храма, и его имя записано на капсуле, которую опускали в основание престола. И теперь ангел этого храма будет до скончания времён молиться о нём… А значит, место ТАМ уже практически гарантировано…

«Младостарцы» тоже все вышли из энтузиастов. Завет старца Алексия Мечёва («станьте как солнышки») воспринимается ими не как цель своей духовной жизни, а как уже имеющаяся в наличии данность, и ему, «старцу», остаётся только «обогреть» как можно больше чад. И начинается «пастырская» деятельность, сначала «за здравие», а заканчивается «за упокой»…

В начале своего пути «старцы-энтузиасты» предаются всем видам внешних подвигов (в основе которых, по учению святых отцов, изложенном святителем Игнатием Брянчаниновым, лежат тщеславие и властолюбие.) Про одного такого «старца» рассказывают с восхищением, что и молится он, дескать, беспрестанно (у него даже диван стоял в алтаре, чтобы, значит, от молитвы не отвлекаться); и проскомидию-то он начинает в три часа ночи…

Такой старец готов ради спасения своих чад и исповедовать сутками и проповедовать часами да со слезами. И добро постоянно делает: и передачи в тюрьмы, в больницы, и прихожан посещает, и последнее им отдаёт… И всё готов сделать ради спасения своих чад… в обмен на полное, безоговорочное послушание и обожание его личности.

И тогда начинается страшное: призывы к спасению в лесах, к отказу от паспортов и ИНН, к продаже квартир и массовому постригу в монахи; перекрещивание полным чином, через погружение, потому что «обливание недействительно»; заочное «крещение» абортированных младенцев методом «схимонахини Антонии»; разжигание вражды к обычным священникам и священноначалию, а в итоге – раскол и увод в духовную смерть своих ослеплённых чад.

В своих воспоминаниях протоиерей Глеб Каледа пишет о знаменитом расколоучителе 20-х гг. ХХ-го века, обновленце, священнике Александре Введенском:

«По словам моего отца, о.Александр Введенский был до революции живым искренним священником, по молитвам которого совершались чудеса. Когда моя мать ещё до замужества была в тяжёлом духовном состоянии, отец привёл её на исповедь к Введенскому; до этого такой исповеди, говорила она, у неё не было.(с.112-113)

(..) После войны, когда отец вернулся в лоно Православной Церкви, я спрашивал его, в чём секрет Введенского. Он говорил о чудесах молодого о.Александра и заявлял с горечью, что «его, одарённого множеством талантов, сгубило непомерное честолюбие.» Из-за него он растратил всё, что имел. Это была страшная моральная деградация, озадачивавшая и отталкивавшая от него и его ближайших помощников». (Цит. по: Архимандрит Киприан (Керн). Типы грешников. Архиепископ Пражский Сергий (Королёв). Духовная жизнь в миру. М., ОБРАЗ, 2005, с.115.)

Удивительно, кажется: в начале – чудеса, а затем чудотворец становится Иудой, предателем Церкви, доведшим себя до сумасшествия. Чего только стоит его «самоинтронизация» в патриархи у себя на квартире, когда он сел задом на антиминс и провозгласил себя главой Церкви!

А ответ очевиден: сначала – энтузиазм, а потом – выход к своему «богу», богу сумасшествия Дионису, сатане.

Энтузиазм мирян.

Энтузиазм среди мирян, прихожан тоже заметно развит. Наличие энтузиастов среди мирян (спрос) вызывает появление энтузиастов-«старцев» (предложение). Мирянский энтузиазм, в частности, заключается в сильнейшем сопротивлении всему «обычному» в церковной жизни.

Обычное утренне-вечернее правило? Нет: Псалтирь по соглашению + акафист Царю-Мученику + богородичное правило – это по-нашему!

Регулярное посещение приходского храма по субботам-воскресениям? Ну что вы! Массово, в Мытищи, ползать на коленках с покаянием за всех предков (негодяев!)-цареубийц, спасая тем самым Россию!

Делать регулярную уборку на территории своего храма? Некогда, мы крестным ходом куда-нибудь, зачем-нибудь… За спасением, наверно.

Претензии к «обычным» священникам у энтузиастов соответствующие. «Страсть по старцам» выливается в пренебрежение к нестарцам. Или ты, отче – Амвросий Оптинский №2, или – ничтожество. Стало «нормальным» разговаривать со священником в таком тоне: « Я к вам пришёл как к человеку(?), а не как к священнику. Когда вы понадобитесь мне как священник, я приду на исповедь, да и то не к вам, а к Богу!». В итоге – полный развал приходской жизни: пастырь, в понятиях таких «овец», перестаёт быть служА"щим Богу, а становится слУ"жащим на потребу прихожанам, «человек с кадилом».

И эти же самые прихожане заводят разговоры о любви, о послушании, о духовной жизни! Поистине, духовное «опьянение» становится нормой – достаточно почитать некоторые высказывания на православных форумах, где «ники»-зилоты ревностно выискивают грехи и ереси всех более-менее известных священников и архиереев, и «наставляют» своих пастырей на путь истинный. Как сказал Святейший Патриарх Алексий в одном своем выступлении: "Раньше священник на исповеди спрашивал: "Чадо! Како веруеши?", то теперь прихожанин спрашивает у священника: "Отче, какого ты политического кредо?".

В приходской жизни, к великому сожалению, почти повсеместно нарушено истинное понимание иерархичности, реального понимания - кто такой священник, и кто такой мирянин. Панибратство и идолопоклонство – две наиболее развитые крайности в отношениях на приходе между мирянами и священником. Можно провести такую параллель: энтузиазм уводит мирян либо в некий «протестантизм», когда свобода начинает пониматься как своеволие, и выражается в пренебрежении к священному сану, либо в своеобразный «папизм», когда начитавшийся «Добротолюбия» прихожанин ищет всюду маленького «папу»-Старца, чтобы отдать ему непосильное бремя свободы и стать рабом человека, перестав быть рабом Божьим.

Заключение.

К чему же приведёт подобная ситуация, и насколько живуч энтузиазм?

История показывает, что энтузиазм недолговечен, он возникает в кризисные моменты, на ломке эпох и довольно скоро затухает, оставляя место другому социальному явлению.

Древнегреческий энтузиазм, культ Диониса, возник накануне греко-персидских войн, в эпоху умирания древней культуры и рождения новой, классической культуры античности.

Советский энтузиазм также возник на рубеже ломки самодержавной России и попытался построить своё, вакхическое государство, но потерпел поражение и уступил место новой культуре, которой пока ещё трудно дать название, так как она ещё находится в стадии зарождения (постсоветская, псевдодемократическая, карикатурнозападная?).

Церковный энтузиазм возник на рубеже ломки советского строя и возрождения церковной жизни. Он умрёт вместе с уходом старого поколения, выросшего при советской власти. Что придёт ему на смену? Трудно сказать. Можно отметить только, что у энтузиазма есть всё же одно положительное качество – он «духовен», пусть чаще всего ложно духовен, но всё же он стоит на идеи достижения «светлого будущего» (в любой вариации) духовным путём.

Современное поколение выросло в условиях умирания идеи «светлого будущего». У него осталась только одна, прагматическая, «идея» – «сладкого настоящего». Живи в кайф! – вот основа этой «идеи». Такое поколение не будет строить БАМ и ходить крестным ходом. В лучшем случае, оно построит коттедж и пойдёт в баню. Оно будет добывать деньги и устраиваться в этой жизни с максимальным комфортом. Да вот только душа молодого русского человека сопротивляется американской прагматике, и почти неизбежен побег к «Дионису»: в наркоманию, секс, виртуальный мир.

Сейчас Россия, выражаясь научным языком, находится в точке бифуркации (это когда мячик стоит на вершине горы, и то, куда он покатится, зависит не от силы толчка, а от направления, в котором подует ветер). Старый энтузиазм умирает, молодое поколение погибает из-за отсутствия идей. Поэтому есть варианты: или Россия скатится в гибель, как многие древние, состарившиеся и развратившиеся цивилизации; или появится идея, которая толкнёт страну к «возрождению» путём нового энтузиазма – фашизма; или же, хочется надеяться, утвердится трезвая идея Православия о спасении мира путём спасения самого себя от своих страстей. Как говорил Маленький Принц: «Встал с утра – прибери свою планету».

P.S. Хочется сказать самому себе: а сам-то ты не такой же энтузиаст, когда пытаешься спасти других от энтузиазма? Ну конечно, я же тоже родился в эпоху энтузиазма и тоже хотел быть пионером. Просто сейчас мне совсем не хочется, чтобы мой ребёнок вырос энтузиастом чужих идей…

В России началось празднование 70-летия победы под Сталинградом. Накануне юбилейной даты возобновилось обсуждение возможного возвращения городу «советского» имени. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин поддержал идею вернуть Волгограду название Сталинград. Комментирует с вященник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

Когда я читаю в прессе, что вице-премьер России, знаменитый московский протодиакон и миссионер, общественность Петербурга и прочие выступают с заявлениями или собирают подписи за переименование Волгограда в Сталинград – я недоумеваю. Самое главное недоумение: почему проблемы моего города, где я родился и вырос, решают москвичи и петербуржцы?

Пусть эти любители разводить руками чужие тучи сменят столичную прописку на местную – тогда милости просим высказываться, а так – будьте любезны, подвиньтесь. А вдруг ещё татарам или монголам захочется переименовать Волгу обратно в Итиль, а египтянам (или адептам псевдохронологий) – так вообще в Ра, как река называлась в самой древности? А мы будем головой покорно кивать и платить налоги за чьё-то «хочу»?

И почему мы должны считать, что собранные кем-то по стране 50 тысяч (да хоть 100) подписей к чему-то обязывают? Нас в Волгограде проживает около миллиона – вот наше мнение только и имеет значение. Можно было бы (но не нужно) собрать референдум. Уверен, что подавляющее большинство жителей высказалось бы не за игру с именами, а за то, чтобы власти услышали стоны народа и отремонтировали дороги, по которым впору кочевать хану Батыю, а не передвигаться на современном транспорте.

И если уж говорить о переименованиях, у города есть историческое название – Царицын. С 1589 года оно было славно, пока не сменилось на имя тирана русского народа. Но даже к старому имени уже не стоит возвращаться: Волгоград – хорошее название, спокойное, нейтральное, никого не пугает «царицами» или «сталинами».

А всерьёз предлагать переименовать город обратно в честь Сталинградской битвы – это просто абсурд. Тогда пусть и Петербург переименовывают вновь в Ленинград в честь снятия блокады. Вот только отец Андрей Кураев непоследователен в своих предложениях: помнится, именно он выступал за возвращение северной столице исторического имени. А вот с нашим городом почему-то у него вышел такой нелогичный казус. Может, захотелось в очередной раз показаться оригинальным?..

Нам, местным жителям, уже поперёк горла все эти дебаты и «инициативы» накануне очередного юбилея или выборов, когда каждый чиновник или политик хочет купить себе дополнительные очки в грязной игре за голоса и деньги избирателей. Надоело, господа начальники.

Я не хочу жить в городе Сталина. Не хочу ходить по улицам Ленина, Землячки, Коммунистической и подобным. Я не боюсь имён, но противно в адресной строке регулярно упоминать тех, память о которых, как о злодеях, должна жить в учебниках истории, но не в табличках на домах.

Общественность же, чем подыгрывать на руку сталинистам и любителям «сильной руки», лучше бы ратовала за изменения в названиях «палаческих» улиц на такие, которые больше бы не захотелось менять. Например, наш приход расположен на улице имени П.Л. Чебышёва, знаменитого математика XIX-го века. Не будь улицы с таким названием – никогда бы и не узнал, к своему стыду, о существовании на свете этого гения чисел и механики…

«Я надеюсь на революцию в РПЦ» - в последние трое суток расшарили (со скептическими или одобрительными комментариями) сотни православных пользователей соцсетей. Откровенный текст оказался анонимным, однако ресурс, где он был опубликован, - «Ахиллу» - создал Алексей Плужников, который не скрывает, что до января 2015 года носил священнический сан. COLTA . RU узнала, что побудило бывшего клирика Волгоградской и Камышинской епархии создать собственное медиа с критикой в адрес РПЦ.

- Когда ваш проект стартовал?

- Это ваша собственная идея была? Как она возникла?

Идея в голове крутилась давно, еще с тех пор, когда я был штатным священником, но, разумеется, о ее реализации в то время невозможно было и помыслить. Несколько лет назад совместно с игуменом Игнатием (Душеиным) мы делали проект Psevdo.net , посвященный разным аспектам псевдодуховности в жизни Церкви, где публиковались статьи с критикой лжестарцев, лжечудес, культа «отрока Славика Чебаркульского» (мальчик, умерший в возрасте 10 лет, которого некоторые верующие считают чудотворцем . - Ред. ) и подобного, книг, идущих вразрез с христианским вероучением, но выдающих себя за православные. Но впоследствии игумен Игнатий покинул РПЦ, некоторое время я поддерживал сайт в одиночку, но потом закрыл, потому что перестал писать на эти темы. Появление «Ахиллы» - это результат многолетнего осознания того, что проект, откровенно говорящий о жизни РПЦ, должен быть: мне неизвестны другие проекты этого направления, а потребность у людей такая есть.

- На «Ахилле» упоминается разоблачительная книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы», которая вызвала большой резонанс среди православных читателей . Она сыграла какую-то роль в том, что появился ваш ресурс?

Да, сыграла. Она попалась мне в интернете еще до того, как стала книгой, кто-то перепостил (первоначально «Исповедь» была опубликована в ЖЖ Марии Кикоть . - Ред. ). История Маши для многих стала индикатором того, что пора уже открыто говорить о проблемах внутрицерковной жизни, не оглядываясь на «благословение» начальства. И яростная реакция на книгу «Исповедь бывшей послушницы» - яркий пример того, что сказанное в книге задело многие болезненные места.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где вы учились? Почему решили стать священником?

Я окончил философский факультет Волгоградского госуниверситета, два года работал в школе учителем истории. Священником стал по той же причине, по какой становятся священниками многие горячие неофиты: желал послужить Богу у престола. Рукоположили меня в 2003 году, служил в Волгограде, ушел из священников по собственному желанию в 2015-м по причинам личного характера. Так как я оставил семью и приход, то автоматически последовал запрет в священнослужении. Я подавал прошение на снятие сана, но дальнейшую судьбу этого прошения не знаю - возможно, до сих пор числюсь в запрете.

- Вы говорите , что могли бы уйти из церкви и по идейным причинам. Можете назвать эти идейные причины?

За годы служения в сане я осознал, что вся система патриархийно-епархиальной жизни построена на двух столпах: власть и деньги. Вокруг этого говорится много громких и красивых слов о духовности, миссии, социальной работе, даже о Боге порой вспоминается, но на деле прихожане воспринимаются в качестве источника дохода для иерархии, поэтому «миссия» в реальности - это увеличение числа потребителей духовных услуг. А священники выполняют функцию менеджеров, от которых требуются строительство храма, нахождение спонсора, регулярные выплаты взносов в епархию и патриархию. Вся система епархиальной жизни формализована, мертва, существует только для галочки, для отчета. Со времени патриаршества Кирилла все только усугубилось. А после 2012 года (после дела Pussy Riot ) превращение РПЦ в идеологический придаток государства оформилось окончательно.

- Когда вы осознали, что все не совсем так, как вам казалось, когда вас рукополагали?

Когда меня рукополагали, я ничего этого не знал, до хиротонии я лишь несколько лет был прихожанином, присутствовал на богослужениях, не видел внутрисистемную жизнь РПЦ, зато воспитывался на прекрасных книгах митрополита Антония Сурожского, Андрея Кураева, протопресвитера Александра Шмемана.

Хотя первые звоночки раздавались и до рукоположения, но я старался их не замечать, был, как говорят, в «неофитском задоре», пылал желанием служить - совершать литургию. Но, уже став священником, я увидел систему изнутри, с каждым годом это знание углублялось и привело к «разрыву шаблона».

Вся система епархиальной жизни формализована, мертва, существует только для галочки, для отчета. Со времени патриаршества Кирилла все только усугубилось.

Простите, понимаю, что вопрос личный, но не могу его не задать. Являетесь ли вы сейчас прихожанином православной церкви? Вы остались христианином или утратили веру?

Сейчас я не являюсь прихожанином, в таинствах не участвую, хотя изредка захожу в храм. Я не утратил веру, но взаимоотношения с Богом теперь - наше с Ним личное дело.

- Вы в своем манифесте пишете, что теперь вы - журналист; сотрудничаете ли вы с какими-то другими изданиями или полностью посвящаете себя «Ахилле»?

Уточню, что «манифест» - это полушутливое название, не надо его воспринимать слишком всерьез: это просто объяснение, рассказ о планах. И журналист я начинающий - я несколько лет был публицистом, а профессию журналиста только примеряю на себя. В данный момент я не сотрудничаю с другими изданиями, но открыт к этому. В православные СМИ дорога мне навсегда заказана, а вот со светскими СМИ вполне возможен контакт. Полностью себя посвятить «Ахилле» пока не могу - приходится зарабатывать на жизнь другими способами.

Вы в манифесте касаетесь важной проблемы: официальные православные СМИ практически не пишут о реальной ситуации внутри РПЦ, а светские СМИ очень мало понимают в жизни Церкви в принципе. К тому же РПЦ - еще и очень закрытая и непрозрачная структура. Получается, что писать и говорить о Церкви правду ни снаружи, ни изнутри практически невозможно?

Вы абсолютно верно сформулировали проблему - поэтому в нынешней ситуации писать о реальных проблемах могут или бывшие клирики, которым нечего терять, или служащие клирики, но анонимно. Могут, конечно, миряне, хорошо знающие епархиальную жизнь изнутри, но таких довольно мало. В этом и цель «Ахиллы» - дать площадку тем, кому есть что сказать, но негде.

- Кто вместе с вами делает «Ахиллу»?

- То есть вы и сайт делали сами?

Сайт я сделал сам, хостинг сразу шел с предустановленным WordPress , шаблон для дизайна также взят с WordPress . Все остальное дорабатывал, учась по ходу дела. Кстати, доработок еще много, технический специалист, постоянно контролирующий процесс, не помешал бы.

А вы вообще предполагаете в перспективе если не создать редакцию, то найти каких-то постоянных сотрудников?

Конечно, предполагаю. Надеюсь развить «Ахиллу» однажды до настоящего СМИ, но пока рано об этом говорить.

- Вы собираете пожертвования на проект. Но для запуска нужен был какой-то первоначальный денежный ресурс?

Для запуска ресурса понадобилось только оплатить доменное имя и первый месяц хостинга - на это хватило собственных средств. В дальнейшем надеемся на помощь читателей. Мы не помышляем о спонсорах или попечителях - обычно это оборачивается необходимостью учитывать мнение тех, кто дает деньги. Если читатели будут помогать - хорошо, нет - будем работать потихоньку, по мере собственных сил.

- Вы говорите - «мы».

- «Мы» - это я, авторы, друзья проекта и мои друзья - те, кто поддерживает проект и меня словом, советом, сочувствием. Не хочу говорить «я», потому что пытаюсь уйти от понятия, что «Ахилла» - это сугубо мой личный блог. Я надеюсь создать площадку для авторов, сейчас мне приходится часто писать самому, потому что пока авторы только-только начинают собираться.

- Какие-то средства на ваш счет уже поступают?

Пока самые минимальные, но некоторые читатели подключились, вместе с пожертвованиями присылают трогательные сообщения: «Держись, “Ахилла”!», «Спаси, Господи!»

Ну, я в блогосфере с 2009 года (начинал в ЖЖ), знаю довольно многих людей, и они знают меня - и лично, и как автора: я много лет публиковал свои статьи, выпустил три книги. Так что некоторые авторы находят меня, некоторых - я сам.

- Вы публиковали статьи в церковных СМИ?

Несколько лет в епархиальной газете, в своем проекте Psevdo.net , на «Русской линии» (до их раскола), на сайте храма Иоанна Предтечи (Москва), на «Правкниге», «Правмире» и других ресурсах.

- А о чем ваши книги?

Первая книга - «Иллюзии духовной жизни: что мы ищем в вере?» - сборник моих статей, в которых критиковались псевдодуховные книги, статьи и явления церковной жизни. Вторая - «Авва-онлайн. Интернет-записки приходского священника», третья - «Приходская жизнь: радости и искушения». Последние две книги - истории из приходской жизни, которые я записывал регулярно в своем ЖЖ. Все три книги вышли в издательстве «Даниловский благовестник». Две последние до сих пор еще продаются в церковных лавках и интернет-магазинах.

Еще лет десять назад со свободой слова в православных СМИ было чуть лучше, были надежды на некоторые либеральные ресурсы, но потом гайки затянули, всех смелых авторов попросили за дверь по указанию свыше, выдавили в маргиналы.

- Соглашаются ли действующие клирики и прихожане РПЦ писать для вас?

Пока рано говорить: вышло только полтора десятка материалов, половина из которых - колонки редактора, то есть мои. Но первые авторы уже есть - и анонимные (клирики и миряне). Будут материалы и от клириков под своим именем. Наши авторы так или иначе имели или имеют отношение к РПЦ. Но мне было бы интересно также взаимодействовать и с авторами других христианских направлений, чтобы они рассказывали о своем опыте или об опыте контактов с православием.

- Ваш проект посвящен только церковным и околоцерковным темам?

Пока в основном церковным, но есть желание в будущем затронуть социальную, культурную темы. Я не хочу, чтобы «Ахиллу» воспринимали только как место, «где ругают РПЦ», поэтому у нас будут материалы и о добром, светлом в Церкви и в мире - обязательно.

- Какие медиа вы сами обычно читаете?

Обычно я их только бегло просматриваю в поисках информации, читать предпочитаю книги. «Интерфакс-Религию», РИА Новости, «Газету.ру», например. На ту же Кольту иногда заглядываю, на «Медузу».

- А какие-то из православных СМИ?

Никакие. Самоидентификация «православный» накладывает на СМИ руку Владимира Легойды (председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. - Ред. ), необходимость соответствовать политике СИНФО, получать «благословение». Те же православные СМИ, которые выставляют себя в качестве «оппозиционных», чаще всего являются или грубо мракобесными, или ультраправыми. Еще лет десять назад со свободой слова в православных СМИ было чуть лучше, были надежды на некоторые либеральные ресурсы, но потом гайки затянули, всех смелых авторов попросили за дверь по указанию свыше, выдавили в маргиналы; сейчас только в блогах можно найти откровенные высказывания, но и то чаще всего - опять анонимные.

- На какие-то издания вы ориентируетесь в работе над «Ахиллой»?

Нет, пытаюсь никому не подражать. Я не могу сказать, что хорошо знаю все СМИ, особенно светские.

- Кто ваш читатель, для кого вы пишете?

Я надеюсь, что читатель «Ахиллы» - это тот, кому не все равно, что происходит в Церкви: неважно, прихожанин ли он, клирик, бывший православный или человек со стороны. Даже атеисты, антиклерикалы в своих претензиях к Церкви - часто грубых и неадекватных - показывают свое неравнодушие: они хотят, чтобы хотя бы Церковь показывала пример правдивости, отсутствия человекоугодничества и лицемерия, соблюдения своих же принципов. Поэтому для нашего читателя вера, религия, христианство, Церковь, честность - не пустой звук, а нечто важное: может быть, больное, отвергаемое или искомое - но важное или хотя бы интересное.

- Вам важно, чтобы читателей становилось больше? Продвигаете ли вы проект каким-то образом?

Конечно, важно, но, повторюсь, мы на стадии становления. Читателей становится все больше. Продвигаем пока только посредством соцсетей - в первую и главную очередь, через Фейсбук: через страницу «Ахиллы» и перепосты на моей личной странице. Так же в других соцсетях, но там все на начальной стадии. Первый текст из проекта «Исповедь анонимного священника» дал за двое суток 30 тысяч просмотров, сотни перепостов и комментариев.

Уже сталкивались с реакцией на ваши тексты со стороны официальных представителей РПЦ или православных СМИ?

Пока нет, но рано или поздно обязательно столкнемся, хотя, возможно, будет предпринята тактика замалчивания, будто «Ахиллы» не существует. Или в той форме, которая уже проявляется в комментариях некоторых адептов «генеральной линии партии»: мол, это «месть обиженных бывших», изгнанных (сразу вспомнятся все грехи редактора и авторов «Ахиллы»), или «заказуха, проплачено». Но без этого никуда. Еще раз стоит прояснить: «Ахилла» - это не мировоззренческий проект, который что-то хочет доказать, «устроить революцию в РПЦ», кого-то очернить или отомстить: это площадка для независимых мнений о жизни внутри Церкви, зарисовки, наброски с натуры, а выводы пусть уже читатели делают сами. У нас мирные цели - просто говорить свободно, не опасаясь оплеух «духовных владык». Но для некоторых откровенное слово страшнее пушек…

- Предположим, все пойдет хорошо, у вас будут материалы о том, что реально происходит в РПЦ. Что это изменит?

Возможность говорить свободно, свободно думать, не опасаясь окриков сверху, уже будет большим достижением. Задача СМИ - предоставлять информацию, желательно правдивую. А уже изменения зависят от самих людей.