Библиотечные вузы. Библиотечное образование. Где можно получить профессию библиотекаря

Ч тобы не остаться «на обочине» прогресса и быть востребованной, библиотеке следует искать и осваивать новые направления в работе. Библиотекарям необходимо сделать своими союзниками виртуальное пространство и его обитателей. Какими методами и способами мы можем привлечь пользователей, какие аргументы в свою пользу ей следует выдвигать? Представляем опыт работы одной из передовых университетских библиотек.

ГДЕ НАШИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ?

На протяжении нескольких лет статистика свидетельствует о снижении уровня пользовательской активности с точки зрения как числа посещений библиотеки, так и количества книговыдач. А исследования «Левада-центра» утверждают, что буквально за год доля тех, кто вообще не читает книги, увеличилась с 34 до 45%. Потери составили 11% за год, и это несмотря на разного рода кампании, Программу поддержки и развития чтения, проводимую библиотеками серьёзную работу по привлечению читателей. Снижается интерес к чтению не только художественной, но и учебной, научной литературы. Резко упал уровень потребления учебной и научной информации на бумажных носителях. Даже современная общеобразовательная школа придаёт значение не количеству прочитанных произведений отечественных и зарубежных классиков, а быстрому запоминанию самой нужной информации. Объёмную книгу школьникам заменяет её аннотация в Интернете. Что же, когда голова не забита «лишними подробностями», легче шагать по жизни?

Почему люди перестали посещать библиотеки? Даже в предсессионные недели в библиотеках вузов наполняемость залов оставляет желать лучшего. Студенты берут книги, быстро копируют или фотографируют нужный текст и исчезают. Где же наши пользователи?

ВСЕ УШЛИ В ИНТЕРНЕТ

Ответ становится очевидным, стоит лишь заглянуть в Интернет и ознакомиться с информацией различных компаний и СМИ. Так, из отчёта мониторинговой компании Pingdom за 2013 г. следует, что более 80% пользователей во всём мире предпочитают посещать библиотеки виртуально. Сайт planetasmi.ru цитирует Министра связи и массовых коммуникаций России Николая Никифорова: «Россия – одна из самых активных стран по темпам внедрения, освоения Интернета. В нынешнем году российскому сегменту Интернета исполнилось 20 лет. Его аудитория составила 68 млн человек, а 56 млн пользователей выходят в Сеть ежедневно».

В интервью директора РАЭК Сергея Плуготаренко, опубликованном в июньском номере «УК», отмечается: «На текущий момент Россия занимает восьмое место в мире по проникновению Интернета, первое место по аудитории пользователей в Европе и шестое – в мире. Русский язык – второй по распространённости в Интернете (W3techs – 2013) после китайского… Более половины аудитории пользователей рассматривают Интернет как среду для общения и личных коммуникаций. Интернет – уже не инструмент, а среда обитания».

Получается, что все «ушли в Интернет». Возникает вопрос: зачем ходить в библиотеку, если есть Глобальная сеть?! Но Интернет – это неупорядоченная «свалка», гигантский массив информации, где далеко не каждый сумеет отыскать нужное. На любой запрос получаешь тысячи ссылок, при этом девять из десяти бесполезны или недостоверны. Тем не менее, если задать вопрос современным студентам, школьникам, что или кто является для них главным источником информации, большинство ответят «Интернет» или «Google». А мы хотим, чтобы они отвечали «библиотека», «библиотекари».

Какой же должна быть сегодня библиотека, отвечающая запросам пользователей XXI века?

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Представляется, что современная библиотека должна обеспечивать:

· cинтез электронной и традиционной форм работы с информацией;

· качественно иной уровень доступности всех видов библиотечных ресурсов для студентов и преподавателей вуза, а также внешних пользователей;

· квалифицированное формирование актуальных фондов;

· оперативную обработку и классификацию информации;

· поддержку справочного аппарата и библиотечного сайта;

· обучение и консультирование пользователей;

· виртуализацию информационно-библиотечных сервисов;

· мониторинг востребованности информационных ресурсов;

· работу сотрудников библиотеки в проектных сетевых группах в качестве консультантов, модераторов, кураторов работы с информационными потоками.

Нынешние студенты и школьники, а зачастую и молодые преподаватели не привыкли вдумчиво читать, анализировать массивы документов, журналов и книг, предпочитая сделать запрос в поисковике и получить пусть не совсем достоверный, но быстрый ответ. Они не столько обучаются, сколько потребляют информацию. Хорошо, если проверенную – такую, которую можно получить только в библиотеках.

Библиотекам, чтобы оставаться полезными, интересными и востребованными, необходимо сделать виртуальными максимально возможное число сервисов.

Так, в ряде университетских библиотек России и Республики Беларусь практикуются:

· создание и «раскрутка» качественного сайта библиотеки как составной части портала университета, размещение на портале университета ссылок на сайт библиотеки;

· оперативная справочная служба в режиме онлайн, поддержка форумов или чатов библиотеки в социальных сетях;

· комплексное формирование фондов, доукомплектование бумажных изданий их электронными аналогами;

· создание «виртуальной витрины» новых книг (сканирование обложки, аннотации и содержания новых поступлений с привязкой их к электронным каталогам);

· включение в электронный каталог (ЭК) библиотеки ссылок на электронные книги из собственных и внешних ЭБС и других подписных ресурсов;

· привязка к дисциплинам кафедр профильных ЭБС и электронных полнотекстовых ресурсов (ЭПР);

· привязка ЭК к учебно-методическому комплексу дисциплины (УМКД) для облегчения работы преподавателей при заполнении списков литературы в рабочих программах и УМКД;

· подготовка к аккредитации вуза – автоматизированная сверка списков в рабочих программах и УМКД с фондом;

· автоматизация расчёта коэффициента книгообеспеченности (ККО) с привязкой к перечню дисциплин и УМКД;

· предоставление доступа к ресурсам библиотеки с домашних ПК;

· виртуальные выставки новых поступлений и актуальной тематики со сканами обложек и содержания книг, виртуальная реклама профильных ресурсов из фондов библиотеки:

· интерактивные курсы информационной компетентности специалиста;

· виртуальные отчёты о работе кафедр с библиотекой с анализом и выводами;

· перспективные планы списания и ротации фондов в привязке к кафедрам, размещённые на библиотечном сайте;

· интерактивные формы заказа литературы и заявок на подписку, размещённые на сайте библиотеки;

· регулярно обновляемые прайсы издательств, ЭБС и книготорговых фирм для ознакомления преподавателей с новинками и оформления интерактивного заказа на покупку или подписку в электронной форме.

Для отслеживания эффективности затраченных на комплектование средств и оценки работы новых сервисов обязательна обратная связь. Лучше, если её отдельные элементы будут «прозрачны» и доступны на сайте библиотеки всем интересующимся, в первую очередь – ректорату и финансовым службам университета. Потребуются детализированная статистика востребованности ЭПР, её анализ и соблюдение защиты авторских прав; автоматизированная статистика и анализ востребованности ресурсов на бумажных и других видах носителей в привязке к дисциплинам и кафедрам; автоматизированная статистика и анализ пользовательской активности в привязке к кафедрам и институтам, с включением результатов в рейтинги кафедр и профессорско-преподавательского состава (ППС).

ДВА ПУТИ

Библиотека больше не может и не должна оставаться в своих традиционных рамках. Девяностые годы XX в. и начало XXI в. были временем расцвета библиотек не только в России, но и во всём мире. Библиотекари разрабатывали, осваивали автоматизацию технологических процессов, внедряли АБИС и разнообразные сервисы, связанные с освоением новых видов и способов тиражирования, копирования документов и обеспечения их сохранности. Затем наступила эпоха знакомства с электронными полнотекстовыми ресурсами и их внедрение, обучение работе с ними и продвижение ЭПР к нашим пользователям. На сегодняшний день большинство российских библиотек прошли различные этапы и уровни автоматизации, модернизации, интегрировались в мировое информационное пространство и задумались: «А что дальше?».

Дальше есть два пути. Первый – искать новые направления деятельности и точки приложения интеллектуальных ресурсов. Второй – самолюбование достигнутым, «почивание на лаврах», стагнация и… отток читателей, сокращение финансирования и закрытие библиотек «в связи с их невостребованностью». Это как раз та ситуация, которую мы наблюдаем в настоящее время.

Думаю, нет смысла жалеть себя и искать причины наступившего кризиса. Необходимо выбирать первый путь и развиваться, двигаться, искать новые решения и возможности для развития. Главное – сохранить библиотеки как источник мудрости поколений, культуры и традиций цивилизованного общества, источник информации на каждый день.

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Последние годы наблюдается тенденция глобализации, слияния предприятий, организаций и структур. Университеты – не исключение. И похоже, эксперименты по «укрупнению» коснулись в первую очередь библиотек. Во многих вузах страны появились учебно-научные, информационно-библиотечные, библиотечно-издательские, информационно-издательские центры, управления или комплексы, успешно работающие и выполняющие поставленные перед ними задачи. Такие структуры организованы в Сибирском федеральном университете, Санкт-Петербургском политехническом университете, РУДН и многих других вузах страны.

Нередко итогом этих преобразований является то, что библиотека становится одним из элементов новой структуры, т.е. происходит переподчинение. Теперь между курирующим проректором и директором библиотеки есть промежуточное звено – руководитель той самой новой структуры. Это приводит к увеличению сроков прохождения и согласования документов, счетов на оплату и пр. В целом же функции и методы работы библиотеки остаются прежними. А если так, непонятен смысл подобной реорганизации и превращения библиотеки из ведущего и самостоятельного подразделения университета в часть некой искусственной структуры.

Существует ещё один вариант реорганизации и расширения направлений деятельности библиотеки: не влиться в структуру, а вобрать в себя другие службы, направления деятельности подразделений, более или менее близких по функционалу, сохранив саму библиотеку и коллектив квалифицированных специалистов, умеющих работать с большими объёмами информации. В данной ситуации появляется повод говорить о новых функциях библиотеки, не свойственных ей ранее, либо о развитии новых направлений деятельности, соответствующих требованиям времени.

С 1 апреля 2013 г. библиотека ВГУЭС преобразована в РИАЦ – ресурсный информационно-аналитический центр. Подготовлена концепция развития библиотеки, разработаны стратегия и тактика дальнейших действий, включающая следующие основные положения.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РИАЦ ВГУЭС

· Усиление роли библиотеки при смещении акцента в системе подготовки студентов: сокращение числа часов аудиторных занятий, увеличение объёма самостоятельной работы с информацией.

· Создание единой информационной управляемой среды, обеспечивающей интегрированный доступ к расширенному набору информационных услуг независимо от местонахождения исходного материала, его формата и характера хранилища, в котором находится материал.

· Обеспечение максимального доступа пользователей к библиотечным фондам, создание зоны свободного доступа на территории читальных залов и книгохранилища.

· Комплексная обработка документов и предоставление всех видов источников информации из «единой точки» – сервис «единого окна».

· Централизованное комплектование, единый контроль, анализ, планирование и учёт информационных ресурсов для всех структур и филиалов университета.

· Размещение на платформе одной из существующих ЭБС работ ППС вуза – создание ЭБС ВГУЭС, что снизит затраты на регистрацию собственной ЭБС и обеспечит набор необходимых критериев, продвижение и рекламу изданий на российском и зарубежных рынках, повышение рейтинга вуза и его авторов.

· Мониторинг индекса цитирования и публикационной активности ППС как составного элемента рейтинга кафедр и ППС.

· Размещение на сайте библиотеки информации для ППС о планах и сроках издания рукописи, востребованности издания в вузе и во внешней среде.

· Регулярное интерактивное обучение и консультирование всех категорий пользователей.

· Организация обучения, консультирования по разрабатываемым электронным обучающим курсам, создание базы ЭОР – электронных обучающих ресурсов университета.

· Интеграция ЭОР в образовательную среду университета, мониторинг и анализ использования нового продукта.

· Мониторинг методического обеспечения учебного процесса университета, выдача заключений и рекомендаций при подготовке планов-проспектов по изданию трудов ППС.

· Активное сотрудничество с УМК, учебно-методическими советами (УМС) институтов, факультетов, школ, издательствами, формирование поручений кафедрам в области методического обеспечения.

· Координация работы института референтов (оформление подписки на периодику и ЭПР, заявки на заказ книг и списание, формирование темплана и пр.).

· Интеграция оценки результатов работы референтов в течение учебного года в рейтинг кафедры и персональный рейтинг ППС.

· Автоматизированная статистика, мониторинг и анализ использования библиотечных ресурсов с включением в рейтинг кафедры и ППС результатов по следующим направлениям:

Востребованность студентами печатных изданий из библиотечного фонда по направлениям кафедры;

Востребованность преподавателями печатных изданий по направлениям кафедры;

Использование ППС и студентами ЭПР, ЭБС, предоставляемых библиотекой ВГУЭС.

· Организация консалтинговой службы, способствующей повышению публикационной активности авторов, размещение изданий университета на платформах ЭБС и издательств с заключением легитимных авторских договоров.

· Включение в программу тренинг-центра библиотеки курса «Новые направления работы библиотеки вуза».

Освоение новых форм, методов и функций требует новых знаний и компетенций. Поэтому концепцией предусмотрена программа повышения квалификации сотрудников, осваивающих новые направления деятельности в области информационного и методического обеспечения учебного и научного процессов университета.

Главное наше достижение в том, что мы сумели сохранить свою команду, атмосферу креативности, взаимной поддержки. Основательно переработав структуру библиотеки и штатное расписание, мы оставили традиционные ключевые службы и отделы, в том числе отдел комплектования и научной обработки ресурсов, читальные залы.

Был создан новый отдел, в состав которого вошли отдел обслуживания, отдел рекламы библиотечных ресурсов, отдел сопровождения и поддержки АБИС.

Информационно-библиографический отдел преобразован в информационно-аналитический с существенным расширением и изменением функций. В частности, это сотрудничество с УМС и редакционно-издательскими советами (РИС), консалтинговая служба сопровождения и продвижения печатных статей и других печатных изданий ППС ВГУЭС.

В состав РИАЦ вошли ранее совершенно несвойственные библиотекам службы, а именно служба мониторинга оценки знаний студентов, организации тестирования абитуриентов, отдел по созданию ЭОР. Кроме того, нам были переданы функции мониторинга методического обеспечения учебного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

В качестве основных результатов реорганизации уже сегодня можно отметить повышение статуса и роли библиотеки в образовательной деятельности, а также более полный контроль над всеми видами информационных ресурсов университета.

Так, списки литературы в рабочих программах и УМКД приведены в соответствие с библиотечными фондами. Библиотека готовит аукционы, тратит немалые средства, закупая новые учебники (в том числе по заявкам преподавателей), рекламирует их всевозможными способами. Раньше преподаватели благодарили и… рекомендовали в программах и методичках совершенно другие книги: те, что есть под рукой, либо те, к которым привыкли, а также свои курсы лекций, презентации, размещённые на сайте, для повышения собственного рейтинга. Сегодня этот процесс – под контролем библиотеки.

Следует отметить, что появилась возможность влиять на издание и переиздание учебных пособий, которых не хватает в наших фондах. Такой результат обеспечило расширение полномочий библиотеки: мониторинг УМКД, формирование поручений кафедрам, участие в работе РИС, УМС, УМК институтов.

Ещё одно важное достижение – сведение всех видов имеющихся в вузе ресурсов и управление ими из «единой точки доступа». Ранее электронные курсы, презентации, тесты и прочая продукция вузовского издательства, а также произведения преподавателей контролировались подразделениями, подчиняющимися разным проректорам. Работа велась несогласованно и была малоэффективной, а сами цифровые материалы не были упорядочены и описаны по правилам, что существенно затрудняло их поиск и работу с файлами.

У библиотеки появилась возможность участия в разработке и внедрении самых инновационных методик и методов преподавания в области электронного образования. Мы участвуем в подготовке концепции развития e-learning в университете, стандартов, положения о критериях принимаемых курсов и пр. В компетенции библиотеки – организация обучения ППС основам разработки ЭОР, консультирование по созданию и внедрению в образовательный процесс коллекции нового вида учебных материалов с включением их в ресурсы РИАЦ, размещение и мониторинг материалов для тестирования, организация проведения всех видов проверки знаний абитуриентов и студентов.

Весьма существенным достижением реорганизации стало увеличение в два раза заработной платы каждого сотрудника.

От того, как библиотекари смогут вписаться в новые условия жизни, соответствовать требованиям и запросам современных пользователей, изменить своё мировоззрение и формы работы, зависит их место в будущем информационном мире.

Информационному обществу требуются специалисты высокого класса. Миссия профессионалов, работающих с информацией, – быть всегда чуть-чуть впереди, познавать новое и обучать других.

Автор Татьяна Владимировна ГРЕХОВА, к.и.н., директор Ресурсно-информационного аналитического центра Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Представлена подборка ссылок на образовательные порталы. Здесь вы можете найти нормативные документы, методическую литературу, образовательные ресурсы. Порядок доступа определяется соответствующим порталом. Для отображения контента выберите нужную ссылку, и контент будет отображен на странице.

В библиотеке собраны книги по различным отраслям знаний, художественная литература, литература на 16 языках - английском, немецком, французском, шведском, финском и др., издания, отличающиеся оригинальным полиграфическим исполнением, редкие издания XVI - XIX вв.
Фонд редкой книги насчитывает более 20 тыс. книг, изданных до 1946 г.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Фундаментальная библиотека
Фонды библиотеки превышают 2,6 млн. единиц хранения.
В создании библиотеки и формировании ее фондов принимали участие ведущие ученые института, члены библиотечной комиссии Ф.В.Левинсон-Лессинг, М.А.Павлов, А.С.Посников, И.В.Мещерский, И.М.Гревс и др.

Санкт-Петербургский государственный университет, Научная библиотека им. М. Горького
Одна из старейших и крупнейших библиотек России, является памятником отечественного просвещения, науки и культуры. По богатству и разнообразию фондов она находится в одном ряду с известнейшими университетскими книгохранилищами мира. В фонде насчитывается 6,7 млн. томов.

Сибирский государственный медицинский университет, Научная медицинская библиотека
Еединственная общедоступная медицинская библиотека Томской области, крупнейшая специализированная библиотека в Сибири. В основу фонда библиотеки была положена значительная часть книг и журналов, собранных на кафедрах медицинского института и переданных из библиотеки Томского государственного университета, стоматологического института и томской фельдшерско-акушерской школы.

Сибирский государственный технологический университет. Научная библиотека
Научная библиотека (НБ) СибГТУ - одна из крупнейших библиотек в Красноярском крае. Богатейшие собрания отечественной и иностранной литературы насчитывают более 1 млн. экземпляров. С наибольшей хронологической глубиной и полнотой комплектуется фонд по следующим отраслям: лесное хозяйство; лесная промышленность; химия и химическая технология; биотехнология, экология; переработка древесины; производство мебели; информатика; вычислительная техника; робототехника; экономика; менеджмент; социальная работа; гуманитарные науки.

Тверской государственный технический университет, Зональная научная библиотека
Зональная научная библиотека Тверского государственного технического университета - крупнейшая научно-техническая библиотека г. Твери и Тверской области.

Тверской государственный университет, Научная библиотека
Книжный фонд библиотеки содержит часть библиотеки профессора А.С. Орлова. Это издания по палеографии, истории городов и храмов, библиография древних славянской и русской литератур.

Материалы к лекции

Вопросы.

1. Система непрерывного библиотечного образования.

2. Начальная профессиональная подготовка.

3. Среднее специальное образование в РБ.

4. Высшее образование.

5. Подготовка научных кадров

6. Повышение квалификации библиотекарей.

Литература.

1) Мотульский Р.С. структура БД РБ и его место в системе информационно-документных коммуникаций // Пытанні біблігряфазанўства і бібліятэказнаўства:міжведамасны зборнік вып.16. – Мн:Універсітэцкае, 1995. – с.14-22.

2) Материалы к СРС.

Основное назначение библиотекаря в различные исторические моменты обозначалось по-разному. Различными были трактовки его основных функций и задач. На заре существования библиотечной профессии главным для её представителей было умение хорошо организовать фонд и следить за его сохранностью, потом к функциям библиотекаря добавились и функции каталогизации, обслуживания читателей. Глобальная, терминальная задача библиотекаря сегодня – содействовать формированию всесторонне развитой личности. Осуществление её невозможно без специальных, профессиональных знаний, а также без огромного интеллектуального потенциала, то есть массива накопленных знаний из различных наук и сфер деятельности. То есть, для того, чтобы влиять на совершенствование окружающих, библиотекарь и сам должен быть высокообразованной, гармонически развитой личностью. С этой целью в нашей республике, как и в других странах мира, создана система профессионального библиотечного образования.

Профессиональная подготовка специалистов БД в нашей стране осуществляется в рамках системы непрерывного образования. Непрерывное образование – целенаправленный процесс, включающий помимо школьного, среднего специального и высшего образования систему повышения квалификации. В нём взаимосвязаны организационное обучение и самообразование. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, библиотекарю нужно постоянно обновлять знания, полученные в специальных учебных заведениях. Непрерывное образование сопутствует ему на протяжении всей трудовой деятельности.

В понятие «непрерывное библиотечное образование» входит:

Подготовка кадров (подразделяется на: начальная профессиональная подготовка, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка научных кадров);

Повышение квалификации библиотекарей;

Самообразование библиотекарей.

Начальная профессиональная подготовка. Осуществляется непосредственно в библиотеках через практикумы, цель которых – познакомить начинающих библиотекарей с основами библиотечной деятельности. В ходе практикума даются основные сведения о организации работы библиотеки, минимум профессиональных знаний, необходимых для выполнения начинающим библиотекарем своих функциональных обязанностей. Следует отметить, что около трети библиотечных работников республики (более 3 тыс. человек) имеют только среджнее общее образование, т.е. владеют профессиональными знаниями на уровне начального библиотечного образования.



Среднее специальное образование в РБ. Специалистов со средним специальным образованием в СССР готовили в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях культурно-просветительных училищ. В конце 80-х годов в СССР насчитывалось около 130 таких учебных заведений. В РБ подготовка библиотечных кадров со средним образованием осуществляется в Могилёвском библиотечном техникуме. Сейчас 43% (более 4,5 тысяч) специалистов, работающих в публичных библиотеках республики имеет среднее библиотечное образование. Обучение в техникуме ориентировано на получение учащимися умений и навыков выполнения библиотечных технологических процессов и операций. Поэтому выпускники техникума работают в основном в библиотеках среднего и нижнего звена (сельских, городских, ЦРБ). Кроме того, подготовка специалистов средней квалификации осуществляется и в Лингво-гуманитарном колледже.

Высшее образование в РБ. Специалистов с высшим образованием в СССР готовили библиотечные факультеты в 17 институтах культуры, а также соответствующие факультеты университетов и педагогических институтов. Подготовка кадров высшего образования в РБ осуществляется на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКиИ (Витебский ГУ?). На факультете существует система очного и заочного обучения, осуществляемая на бюджетной и платной основе. Обучение проводится пять лет. В белорусских публичных библиотеках высшее образование имеет треть специалистов, а во всех библиотеках республики – четверть.

Особенностью высшего образования является то, что студенты не только получают практические навыки осуществления технологических процессов и операций, но, что самое главное, получают фундаментальные теоретические знания и знания методологического характера по специальным дисциплинам и комплексу гуманитарных дисциплин. Такая подготовка способствует формированию не только общих профессиональных навыков, умений и знаний, но и всестороннему гармоническому развитию личности будущего библиотекаря (при условии добросовестного отношения к учёбе, разумеется).

Таким образом, проблема обеспечения библиотек республики специалистами была решена уже в 1975 г., но поскольку более 50% выпускников высших и средних специальных учебных заведений, получивших библиотечное образование, уходят работать в другие, более престижные отрасли народного хозяйства, то кадровая проблема в библиотеках республики стоит довольно остро. Следовательно, дефицит профессиональных кадров в библиотеках определяется не возможностями учебных заведений, а способностью библиотек закрепить специалистов на рабочих местах.

Подготовка научных кадров. Осуществляется на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В магистратуре в течение одного года производится дальнейшее обучение, результатом является написание и защита магистерской диссертации. По окончании магистратуры присваивается степень магистра. На этой ступени аспирантуры и докторантуры готовятся педагоги-исследователи -- кандидаты и доктора наук.

Повышение квалификации библиотекарей. Целью данной ступени непрерывного образования является усовершенствование профессиональных знаний и навыков, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с достижениями библиотечной науки и практики, передового опыта работы библиотек, помощь специалистам в продолжении образования после окончания ВУЗа или техникума, в совершенствовании теоретических и практических знаний.

Сложившаяся система ПК обладает следующими качествами:

Всеобщность системы ПК – система ПК охватывает всех штатных библиотекарей республики независимо от стажа, образования или должности;

Бесперебойность системы ПК – предусматривается проведение совокупности мероприятий, обеспечивающих постоянный рост профессионального мастерства библиотекарей;

Разносторонность – обучение ведётся по разным направлениям: профессиональное и общекультурное;

Дифференциация обучения – библиотекари повышают свою квалификацию различными формами и методами в зависимости от их специализации и принадлежности их к различным типам библиотек;

Использование различных форм и методов повышения квалификации библиотекарей. Они определяются типом библиотек, категорией работников, зависят от стажа работы, от особенностей отдельных библиотечных процессов.

Работу по ПК организуют6

Минск – Республиканский институт проблем культуры;

Крупные универсальные и специальные библиотеки-методические центры, организующие разнообразные формы и методы ПК библиотекарей своей системы (Например, БелСхБ как методический центр организует повышение квалификации сотрудников сельскохозяйственных библиотек республики, а НББ – библиотекарей государственной сети библиотек);

При органах управления БД (например, Управлениях культуры облисполкома) организуются курсы или стажировки для библиотекарей.

Формы ПК:

Семинары;

Стажировки;

Практикумы;

Школы передового библиотечного опыта;

Научно-практические конференции и др.

Самообразование библиотекарей. При помощи самообразования библиотекари продолжают своё профессиональное образование. Они углубляют и пополняют ранее полученные знания соответственно тем изменениям, которые происходят в теории и практике БД. Кроме профессионального самообразования библиотекари должны заниматься и общим самообразованием. Библиотекарь должен читать художественную литературу, отраслевую литературу, профессиональные издания и периодику. Должен изучать фонд своей библиотеки, посещать лекции, консультации, знакомиться с передовым опытом деятельности других библиотек, приобретать и совершенствовать навыки культуры чтения и информационной культуры.

Самообразование библиотекарей является необходимым процессом, поскольку преобразование БД в зависимости от социально-экономических условий может осуществлять только библиотекарь нового типа, владеющий современными знаниями и достижениями в библиотечной и общечеловеческой сферах.

Сегодня библиотекарь должен иметь национальное самосознание, быть склонным к социальному и политическому плюрализму. Обладать высоким уровнем профессионализма и общего образования, способным содействовать возрождению и развитию белорусской культуры.

http://pnu.edu.ru/ru/library/news_library/
  • Научная библиотека Тамбовского государственного технического университета

    http://www.lib.tstu.ru/
  • Научная библиотека Ижевского государственного технического университета

    http://www.istu.ru/2012-09-06-10-46-30
  • Научная библиотека Удмуртского государственного университета

    http://lib.udsu.ru/
  • Научная библиотека Оренбургского государственного университета

    http://artlib.osu.ru/site_new/
  • Научная библиотека Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

    http://www.lib.uniyar.ac.ru/index.php
  • Научная библиотека Челябинского государственного университета

    http://www.lib.csu.ru/
  • Научная библиотека Сыктывкарского государственного университета

    http://library.syktsu.ru/
  • Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета

    http://kpfu.ru/library
  • Научная библиотека Ивановского государственного университета

    http://lib.ivanovo.ac.ru/
  • Научная библиотека Дальневосточного федерального университета

    https://www.dvfu.ru/library/
  • Зональная научная библиотека Воронежского государственного университета

    http://www.lib.vsu.ru/
  • Библиотека Башкирского государственного университета

    http://www.bashlib.ru/
  • Научная библиотека Южно-Уральского государственного университета

    http://lib.susu.ac.ru/
  • Научно-техническая библиотека Национального исследовательского Томского политехнического университета

    http://www.lib.tpu.ru/index.html
  • Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

    http://www.spbstu.ru/structure/fundamentalnaya_biblioteka/?sphrase_id=203516
  • Фундаментальная библиотека Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

    http://www.lib.unn.ru/
  • Библиотека Национального исследовательского университета "МИЭТ"

    http://www.miet.ru/structure/s/322/e/3273/102/
  • Научно-техническая библиотека Московского авиационного института (Государственный технический университет)

    http://ntb.mai.ru/
  • Научная библиотека им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

    http://www.library.mrsu.ru/
  • Научно-техническая библиотека Иркутского государственного технического университета

    http://library.istu.edu/
  • Научная библиотека Пермского национального исследовательского политехнического университета

    http://lib.pstu.ru/readers/
  • Библиотечный комплекс Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева

    http://library.oreluniver.ru/
  • Научно-техническая библиотека Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева

    http://www.nntu.ru/lib
  • Научно-техническая библиотека Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина

    http://lib.gubkin.ru/
  • Научная библиотека Иркутского государственного университета имени В. Г. Распутина

    http://library.isu.ru/ru
  • Научная библиотека Тверского государственного университета

    http://library.tversu.ru/
  • Зональная научная библиотека Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

    http://lib.urfu.ru/
  • Научная библиотека Самарского государственного университета

    http://weblib.ssu.samara.ru/
  • Научная библиотека Сибирского федерального университета

    http://bik.sfu-kras.ru/
  • Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

    http://library.sgu.ru/
  • Научная библиотека Новосибирского гуманитарного университета

    http://libra.nsu.ru/
  • Библиотека Мурманского арктического государственного университета

    http://www.mshu.edu.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=6&id=33&Itemid=118
  • Научно-техническая библиотека Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина

    http://lib.sstu.ru/
  • Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых "закрытых" и "недопонятых".

    Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых "закрытых" и "недопонятых".

    Задайте вопрос любому прохожему "В чем заключается работа библиотекаря?", и Вы скорее всего услышите "В выдаче книг". В какой-то мере, это правильный ответ, однако он отображает только "внешний" аспект профессиональной деятельности библиотекаря. На самом деле профессия библиотекаря намного многограннее и сложнее, чем может показаться с первого взгляда, а библиотекарь – это не просто "хранитель книг", а высококвалифицированный и многоплановый специалист, который должен обладать целым рядом разных качеств.

    Кто такой библиотекарь?


    Библиотекарь – специалист, который отвечает за сохранность и систематизацию библиотечного фонда, а также обслуживает посетителей библиотек (в том числе, путем предоставления информационно-консультационных услуг).

    Название профессии образовалось от слова библиотека , которое в свою очередь произошло от греческого βιβλίον (книга) и θήκη (место хранения). Первые библиотекари появились одновременно с возникновением письменности и первых "книг" в виде глиняных табличек. Первоначально в обязанности библиотекарей входил только быстрый поиск нужной книги. Однако по мере увеличения библиотечного фонда, расширялась и сфера деятельности библиотекарей.

    Современный библиотекарь представляет собой специалиста, который не только может быстро найти нужную читателю книгу, но и знает все особенности хранения печатных изданий (в том числе, древних экземпляров), занимается организацией и управлением фонда, предоставляет информационные услуги посетителям и в совершенстве владеет современными информационными технологиями.

    Профессиональные обязанности библиотекаря включают в себя: обслуживание читателей (заполнение абонемента, поиск и выдача литературы, учет выданных и возвращенных материалов и т.д.), анализ читательских заявок, обеспечение комплектации и сохранности фонда, обработку поступивших изданий, составление картотек и каталогов, организацию тематических выставок, семинаров, дискуссий и т.д.

    Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?


    Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки , в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:

    • хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
    • внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
    • аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.

    Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.

    Преимущества профессии библиотекаря

    Основным преимуществом профессии библиотекаря является возможность общения со множеством интересных людей, а также неограниченный доступ к практически всем источникам информации, что позволяет сотрудникам библиотек развиваться не только с точки зрения профессионализма, но и на личностном плане.

    Стоит также упомянуть и том, что несмотря на то, что эта профессия не пользуется большой популярностью у абитуриентов, она, как и прежде, является одной из самых уважаемых в обществе.

    К преимуществам этой профессии можно отнести высокую эрудированность сотрудников библиотек и их умение работать с большим массивом информации, что позволяет им быть востребованными как в своей специализации, так и в иных сферах деятельности.

    Недостатки профессии библиотекаря


    Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд "разбросан" по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.

    Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.

    Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.

    Где можно получить профессию библиотекаря?

    Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.