Про космос и вселенную и нашу жизнь. Геоинформационное пространство Список использованной литературы

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 04.10.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.12.2017).
____________________________________________________________________


В целях развития Единого геоинформационного пространства города Москвы и обеспечения доступа органов исполнительной власти города Москвы к пространственным данным и метаданным об объектах, расположенных на территории города Москвы:
(Преамбула в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1. Ввести в промышленную эксплуатацию интегрированную автоматизированную информационную систему "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП).

2. Утвердить Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (приложение).

3. Установить, что Департамент информационных технологий города Москвы является оператором ИАИС ЕГИП, а также уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за регламентированное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия в рамках Единого геоинформационного пространства города Москвы.
распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП ; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

4. Признать утратившими силу:

4.1. Распоряжение Правительства Москвы от 1 октября 2009 года N 2578-РП "О создании Координационного совета по программе развития единого геоинформационного пространства города Москвы" .

4.2. Распоряжение Правительства Москвы от 24 ноября 2009 года N 3007-РП "О вводе в промышленную эксплуатацию" .

4.3. Распоряжение Правительства Москвы от 26 июля 2011 года N 566-РП "О вводе в промышленную эксплуатацию интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (первая очередь)".

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы"

1. Общие положения

1.1. Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - Положение) определяет основы функционирования интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП), состав участников информационного взаимодействия с использованием ИАИС ЕГИП (далее - участники информационного взаимодействия), их права и обязанности.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.2. ИАИС ЕГИП представляет собой государственную информационную систему города Москвы, обеспечивающую сбор, обработку, актуализацию, хранение, распространение, обмен и использование пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.3. В ИАИС ЕГИП включаются пространственные данные и метаданные об объектах, расположенных на территории города Москвы, представленные в двухмерном и трехмерном видах, охватывающие наземное, подземное и надземное пространство, связанные между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных информационных ресурсов.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.4. ИАИС ЕГИП является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы, которая представляет собой совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.

1.5. Основными целями создания ИАИС ЕГИП являются:

Развитие геоинформационных технологий в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, и развития интеграционных процессов;
распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Формирование и развитие информационной базы пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, для использования органами государственной власти города Москвы в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Повышение качества государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использования пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Снижение бюджетных расходов на развитие и поддержание информационных ресурсов единого геоинформационного пространства города Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы.
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.6. Задачами ИАИС ЕГИП являются:

Автоматизация процессов формирования информационной базы пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Ведение мониторинга качества государственного управления, предоставления государственных и иных услуг путем использования пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Обеспечение открытого доступа жителей города к информации о развитии территории города Москвы.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

1.7. Основными функциями ИАИС ЕГИП являются:

Сбор, обработка и анализ пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Предоставление доступа к пространственным данным и метаданным об объектах, расположенных на территории города Москвы;

Обеспечение обратной связи между участниками информационного взаимодействия в части контроля качества пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, и предоставляемых на основе таких данных услуг.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

1.8. Информационные ресурсы ИАИС ЕГИП используются иными информационными системами города Москвы, при эксплуатации которых осуществляется обработка пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, для решения общегородских задач, а также задач, связанных с формированием пространственных данных, публикуемых в открытом доступе.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

2. Участники информационного взаимодействия

2.1. Участниками информационного взаимодействия с использованием ИАИС ЕГИП являются пользователи и поставщики информации в ИАИС ЕГИП, а также уполномоченный орган ИАИС ЕГИП, оператор ИАИС ЕГИП.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

2.2. Пользователи информации - органы государственной власти города Москвы, граждане и организации, нуждающиеся в конкретной информации, содержащейся в едином геоинформационном пространстве города Москвы, и предоставляемой другими участниками информационного взаимодействия.

Органы государственной власти города Москвы являются пользователями любой информации, содержащейся в ИАИС ЕГИП (в том числе информации для служебного пользования).

Граждане являются пользователями информации общего пользования, содержащейся в ИАИС ЕГИП.

Организации являются пользователями информации общего пользования, содержащейся в ИАИС ЕГИП, а также по их запросу информации для служебного пользования.

2.3. Поставщик информации - органы государственной власти города Москвы и организации, являющиеся собственниками информационных ресурсов, располагающие необходимой информацией и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия.

2.4. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за регламентированное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

3. Состав информационных ресурсов интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы

(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

3.1. В состав ИАИС ЕГИП входят:

3.1.1. Подсистемы, определенные оператором ИАИС ЕГИП в эксплуатационной документации ИАИС ЕГИП.

3.1.2. Наборы пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, включающие базовые пространственные данные и тематические (отраслевые) пространственные данные.

3.2. В целях настоящего Положения:

3.2.1. Под базовыми пространственными данными об объектах, расположенных на территории города Москвы, понимаются разрешенные к опубликованию в открытом доступе цифровые данные о пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и используемых для позиционирования (определения месторасположения) других пространственных объектов, не содержащие информацию, составляющую государственную тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2.2. Под тематическими (отраслевыми) пространственными данными об объектах, расположенных на территории города Москвы, понимаются разрешенные к опубликованию в открытом доступе цифровые данные о пространственных объектах, касающиеся определенной сферы общественных отношений и используемые органами исполнительной власти города Москвы при осуществлении своих полномочий.

3.3. Состав базовых пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, определяется оператором ИАИС ЕГИП.

3.4. Формирование и актуализация базовых пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в ИАИС ЕГИП осуществляется на базе Единой городской картографической основы Москвы в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 3 октября 2017 года N 538-РП .

3.5. Состав тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, определяется оператором ИАИС ЕГИП и утверждается заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

3.6. Формирование и актуализация тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в ИАИС ЕГИП осуществляется в том числе с использованием информационных ресурсов, не принадлежащих городу Москве.

4. Порядок информационного взаимодействия и использования компонентов Единого геоинформационного пространства

4.1. Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется регламентом взаимодействия, утверждаемым уполномоченным органом ИАИС ЕГИП.

4.2. Межсистемный обмен пространственными данными и метаданными об объектах, расположенных на территории города Москвы, и публикация таких данных в установленном порядке на официальных сайтах органов государственной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществляется с использованием ИАИС ЕГИП.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

4.3. Формирование и обновление информационных ресурсов ИАИС ЕГИП осуществляется оператором ИАИС ЕГИП на основании информации, предоставленной поставщиками информации, с использованием электронной подписи.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

4.4. При организации предоставления тематических (отраслевых) пространственных данных об объектах, расположенных на территории города Москвы, ИАИС ЕГИП в том числе взаимодействует с информационными системами города Москвы, с использованием которых осуществляется формирование указанных данных в ИАИС ЕГИП.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

4.5. Предоставление пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, в форме открытых данных осуществляется по согласованию с поставщиками таких данных путем их публикации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемых оператором ИАИС ЕГИП.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

5. Права и обязанности участников информационного взаимодействия

5.1. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП:

Дефис утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП ;

Разрабатывает регламент взаимодействия между участниками информационного взаимодействия;

Осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в рамках реализации настоящего положения;

Осуществляет контроль за соблюдением участниками информационного взаимодействия требований, установленных настоящим положением;

- обеспечивает развитие (модернизацию), эксплуатацию ИАИС ЕГИП.
(Дефис дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП)

5.2. Оператор ИАИС ЕГИП:

Обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, а также требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в круглосуточном режиме;

Осуществляет формирование и обновление пространственных данных и метаданных об объектах, расположенных на территории города Москвы, на основе информации, предоставляемой участниками информационного взаимодействия;
(Дефис в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

Обеспечивает целостность и доступность данных ИАИС ЕГИП для участников информационного взаимодействия;

Осуществляет ведение ретроспективных данных;

Осуществляет учетную регистрацию участников информационного взаимодействия и предоставляет им доступ к ИАИС ЕГИП;

Осуществляет консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использованию ИАИС ЕГИП.

Отдельные функции оператора ИАИС ЕГИП могут быть переданы другому органу исполнительной власти города Москвы, подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению оператора ИАИС ЕГИП в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

Оператор ИАИС ЕГИП не несет ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой поставщиками информации.

5.3. Поставщик информации:

Осуществляет формирование и ведение тематической составляющей части ИАИС ЕГИП;

Обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой информации;

Соблюдает требования и правила ведения и использования данных ИАИС ЕГИП;

- обеспечивает хранение первичной (исходной) информации, за исключением случаев, когда первичный ввод информации осуществлялся посредством ИАИС ЕГИП, и предоставляет ее по запросу уполномоченного органа ИАИС ЕГИП.
(Дефис дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП)

5.4. Пользователь ИАИС ЕГИП:

Осуществляет доступ к ИАИС ЕГИП в соответствии с установленным регламентом взаимодействия;

Направляет оператору ИАИС ЕГИП предложения по изменению порядка предоставления информации;

Соблюдает требования эксплуатационной документации по использованию данных ИАИС ЕГИП;

Соблюдает требования законодательства о защите информации ограниченного доступа и обеспечении информационной безопасности информации, передаваемой с использованием ИАИС ЕГИП.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Разговор о необходимости создания единого геоинформационного пространства города Москвы.

Москва один из крупнейших городов земли со сложной инфраструктурой, уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В городе существуют информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора информации, объемы которой постоянно растут в геометрической прогрессии. Поэтому во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающие условия для формирования единой информационной инфраструктуры.

На протяжении последних лет в Москве развернуто интенсивное жилищное строительство, реконструкция и капитальный ремонт, строятся и реконструируются транспортные магистрали и инженерные коммуникации, осуществляется комплексное благоустройство и другие виды работ.

В целом в городе, сложилась благоприятная возможность объединения информационных ресурсов и создание на их базе новых. Международный опыт показывает, что интеграцию разрозненной информации лучше всего осуществлять на основе геоинформационных технологий.

Утвержденная правительством «концепция создания инфраструктуры пространственных данных(ИПД)» на трёх уровнях: федеральном, территориальном и муниципальном. На законодательном уровне России то же необходимо обеспечить регулирование отношений в сфере создания и развития ИПД посредством принятия соответствующих подзаконных актов.

При проектировании технических компонентов ИПД РФ возникает ряд научно прикладных задач.

1) Выполнить структурный анализ всей пространственной информации, используемой органами исполнительной власти, крупными предприятиями и другими пользователями.

2) Необходимо формализовать описание размещаемой в ИПД информации, ее взаимосвязей и использования

Доступ пользователей к информации, содержащейся в федеральных и региональных ресурсах, должен по мере возможности осуществляться в режиме одного окна. ЕГИП города Москвы представляет собой сочетание массивов пространственных данных о территории города, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой.

В 2010г Постановлением Правительства Москвы №162-ПП была принята Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию ЕГИП города Москвы на 2010-2012гг. Основными задачами программы являлись следующие.

  1. Геодезическое обеспечение единой геоинформационной инфраструктуры
  2. Обеспечение пользователей актуализированными материалами
  3. Создание трехмерной цифровой модели города Москвы
  4. Инженерно-геологическое картографирование
  5. Обеспечение межведомственного взаимодействия
  6. Совершенствование нормативного, кадрового, научного и технологического обеспечения ЕГИП г. Москвы.

Логическая архитектура ЕГИП города Москвы включает следующие основные компоненты:

Среду межсистемного обмена и доступа к геопространственным данным органов исполнительной власти

Центральный узел среды ЕГИП города Москвы

Среду оперативного доступа к пространственным данным

Система геопорталов содержит три основных портала различной степени конфиденциальности:

А) Портал для открытого доступа

Б) Служебный портал для органов исполнительной власти г. Мосвы

В) Режимный геоинформационный портал органов исполнительной власти г. Москва

Дальнейшее развитие ЕГИП г. Москвы необходимо проводить в следующих основных направлениях.

Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения работ

Развитие состава и полноты предоставляемой информации

Создание и развитие многомерного предоставления территории

Создание и развитие аналитических возможностей

Об интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы»

В целях развития Единого геоинформационного пространства го- рода Москвы и обеспечения доступа органов исполнительной к геопространственным данным: 1. Ввести в промышленную эксплуатацию интегрированную автома- тизированную информационную систему "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП) 2. Утвердить Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство го- рода Москвы" (приложение). 3. Установить, что является оператором и государственным заказчиком про- мышленной эксплуатации ИАИС ЕГИП, а также уполномоченным органом исполнительной , ответственным за регламенти- рованное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия в рамках Единого геоинформационного пространства города Москвы. 4. Признать утратившими силу: 4.1. Распоряжение Правительства Москвы от "О создании Координационного совета по программе разви- тия единого геоинформационного пространства города Москвы". 4.2. Распоряжение Правительства Москвы от "О вводе в промышленную эксплуатацию". 4.3. Распоряжение Правительства Москвы от "О вводе в промышленную эксплуатацию интегрированной ав- томатизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (первая очередь)". 5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Ермолаева А.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к распоряжению Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. N 120-РП Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформацион- ное пространство города Москвы", способ утверждения порядка инфор- мационного взаимодействия между органами государственной и организациями (далее - участники информационного взаимодействия) в целях обеспечения межсистемного обмена и доступа к единому геоинформационному пространству города Москвы, состав участников информационного взаимодействия, их права и обязанности. 1.2. Интегрированная автоматизированная информационная систе- ма "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП) представляет собой государственную информационную сис- тему, обеспечивающую интеграцию и предоставление геопространствен- ных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов госу- дарственной и организаций. 1.3. В ИАИС ЕГИП включаются пространственные данные о терри- тории города Москвы, представленные в двухмерном и трехмерном ви- дах, охватывающие наземное, подземное и надземное пространство, связанные между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематичес- ких данных различных информационных ресурсов. 1.4. ИАИС ЕГИП является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы, которая представляет собой совокупность городских информационных ресурсов, технологий, сис- тем, правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализа- ции, хранения, распространения, обмена и использования пространс- твенных данных и метаданных. 1.5. Основными целями создания ИАИС ЕГИП являются: - развитие геоинформационных технологий в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и развития интеграционных процессов; - формирование и развитие информационной базы геопространс- твенных данных для использования органами государственной в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом; - повышение качества государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использо- вания пространственных данных; - снижение бюджетных расходов на развитие и поддержание ин- формационных ресурсов единого геоинформационного пространства го- рода Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных. 2. Участники информационного взаимодействия 2.1. Участниками информационного взаимодействия с использова- нием ИАИС ЕГИП являются пользователи и поставщики информации в ИАИС ЕГИП, а также уполномоченный орган ИАИС ЕГИП (оператор ИАИС ЕГИП). 2.2. Пользователи информации - органы государственной , граждане и организации, нуждающиеся в конкретной информации, содержащейся в едином геоинформационном пространстве города Москвы, и предоставляемой другими участниками информацион- ного взаимодействия. Органы государственной являются пользо- вателями любой информации, содержащейся в ИАИС ЕГИП (в том числе информации для служебного пользования). Граждане являются пользователями информации общего пользова- ния, содержащейся в ИАИС ЕГИП. Организации являются пользователями информации общего пользо- вания, содержащейся в ИАИС ЕГИП, а также по их запросу - информа- ции для служебного пользования. 2.3. Поставщик информации - органы государственной власти го- рода Москвы и организации, являющиеся собственниками информацион- ных ресурсов, располагающие необходимой информацией и предоставля- ющие ее другим участникам информационного взаимодействия. 2.4. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП (оператор ИАИС ЕГИП) - орган исполнительной , ответственный за регла- ментированное осуществление информационного обмена между участни- ками информационного взаимодействия. 3. Структура интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" 3.1. В состав ИАИС ЕГИП входят: 3.1.1. Система оперативного доступа к геопространственным данным единого геоинформационного пространства города Москвы - ин- формационная система, предназначенная для служебного пользования имеющими к ней доступ участниками информационного взаимодействия. 3.1.2. Среда межсистемного обмена геопространственными данны- ми единого геоинформационного пространства города Москвы - инфор- мационная система, состоящая из системной базы данных геоинформа- ционных ресурсов и среды обмена геопространственными данными, включая пространственные данные, находящиеся у органов государс- твенной . 3.1.3. Автоматизированная информационная система "Электронный Атлас" - информационная система, предназначенная для предоставле- ния официальных геопространственных данных Правительства Москвы в открытом доступе. 3.1.4 Технологический портал ИАИС ЕГИП - информационная сис- тема, обеспечивающая доступ к геопространственным данным ИАИС ЕГИП и предоставляющая описание информационных ресурсов ИАИС ЕГИП. 3.2. Информационные ресурсы ИАИС ЕГИП включают базовые прост- ранственные данные и тематические (отраслевые) пространственные данные. 3.3. В состав базовых пространственных данных входят открытый цифровой картографический фон масштабов 1:25000 и 1:10000 Единой государственной картографической основы города Москвы (ЕГКО), включая схемы административно-территориального деления города. 3.4. Формирование и обновление базовых пространственных дан- ных ИАИС ЕГИП осуществляется на основании информации, предостав- ленной уполномоченной организацией по созда- нию и ведению Единой государственной картографической основы г.Москвы. 3.5. Состав тематических (отраслевых) пространственных данных определяется оператором ИАИС ЕГИП по предложению поставщиков ин- формации и утверждается уполномоченным органом ИАИС ЕГИП. 4. Порядок информационного взаимодействия и использования компонентов Единого геоинформационного пространства 4.1. Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется регламентом взаимо- действия, утверждаемым уполномоченным органом ИАИС ЕГИП. 4.2. Межсистемный обмен геопространственными данными и публи- кация официальных пространственных данных на официальных сайтах органов государственной в информационно-теле- коммуникационной сети Интернет осуществляется с использованием ИАИС ЕГИП. 4.3. Формирование и обновление информационных ресурсов ИАИС ЕГИП осуществляется оператором ИАИС ЕГИП на основании информации, предоставленной поставщиками информации, с использованием элект- ронно-цифровой подписи. 5. Права и обязанности участников информационного взаимодействия 5.1. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП: - обеспечивает развитие программно-аппаратной части ИАИС ЕГИП; - разрабатывает регламент взаимодействия между участниками информационного взаимодействия; - осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в рамках реализации настоящего положения; - осуществляет контроль за соблюдением участниками информаци- онного взаимодействия требований, установленных настоящим положе- нием. 5.2. Оператор ИАИС ЕГИП: - обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федера- ции в области информации, информационных технологий и защиты ин- формации, а также требованиями, установленными Правительством Рос- сийской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; - обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в круглосуточном режиме; - осуществляет формирование и обновление пространственных данных на основе информации, предоставляемой участниками информа- ционного взаимодействия; - обеспечивает целостность и доступность данных ИАИС ЕГИП для участников информационного взаимодействия; - осуществляет ведение ретроспективных данных; - осуществляет учетную регистрацию участников информационного взаимодействия и предоставляет им доступ к ИАИС ЕГИП; - осуществляет консультационную поддержку участников информа- ционного взаимодействия по вопросам использованию ИАИС ЕГИП. Отдельные функции оператора ИАИС ЕГИП могут быть переданы ор- гану или организации по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Оператор ИАИС ЕГИП не несет ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой поставщиками информации. 5.3. Поставщик информации: - осуществляет формирование и ведение тематической составляю- щей части ИАИС ЕГИП; - обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой инфор- мации; - соблюдает требования и правила ведения и использования дан- ных ИАИС ЕГИП. 5.4. Пользователь ИАИС ЕГИП: - осуществляет доступ к ИАИС ЕГИП в соответствии с установ- ленным регламентом взаимодействия; - направляет оператору ИАИС ЕГИП предложения по изменению по- рядка предоставления информации; - соблюдает требования эксплуатационной документации по ис- пользованию данных ИАИС ЕГИП; - соблюдает требования законодательства о защите информации ограниченного доступа и обеспечении информационной безопасности информации, передаваемой с использованием ИАИС ЕГИП.

Основы формирования единого геоинформационного пространства специального назначения с использованием web-технологий

Василий Иванов
Кандидат военных наук, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, МО РФ, доцент кафедры организации связи. Окончил Рязанское высшее военное командное училище связи в 1996 году; Военную академию связи - в 2007 году. Защитил диссертацию в 2010 году.
Никита Бородин
Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, МО РФ, оператор научной роты. Окончил Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 2015 году.

Основной целью создания единого геоинформационного пространства специального назначения (ЕГП СН) является формирование в едином информационном пространстве (ЕИП) разноведомственной (применение войск МО, МВД, ФСБ, МЧС) группировки войск (сил), элементов единой базы данных (рис. 1) и точек доступа к геоинформационной информации. ЕГП СН предназначено для получения пространственной информации о различных территориях разными категориями должностных лиц органов управления в процессе выполнения задач по боевому применению соединений и частей в ходе проведения мероприятий боевой подготовки и проведения операций.

Персональное использование геоинформационных систем имеет ряд недостатков:

  • необходимость выделения большого объема памяти для хранения векторных и растровых карт районов ведения специальных операций (боевых действий) и зон ответственности на персональных компьютерах (автоматизированных рабочих местах) должностных лиц;
  • сложность согласования электронных карт и их классификаторов между управлениями (отделами) и службами штаба и частями;
  • отсутствие единого классификатора нанесения оперативной обстановки и его совместного редактирования должностными лицами;
  • применение традиционных «бумажных» методик при работе с геоинформационными системами;
  • отсутствие единой базы геоинформационных данных.

При этом в некоторых силовых министерствах активно используются серверные ГИС и Web-GIS — рис. 2. В ГИС СН слои и другие данные поступают из разных источников (к источникам относятся данные, получаемые от должностных лиц отделов и служб штабов). Каждый пользователь (должностное лицо) разрабатывает ту часть информации, которой он пользуется и которая ему необходима для выполнения определенных задач, а не все информационное поле своей ГИС.

Слои с данными поступают из внешних источников, от других взаимодействующих пользователей ГИС (должностных лиц органов управления МО, ФСБ, МВД, МЧС и др.) посредством систем передачи данных. Потребность в данных является для пользователей стимулом получения новых данных наиболее эффективными и быстрыми способами, в том числе путем использования части баз данных для себя у других пользователей ГИС.

Таким образом, уже сегодня управление геоинформационными данными в органах управления осуществляется несколькими пользователями (должностными лицами). Распределенная работа с ГИС подразумевает широкие возможности для взаимодействия между многими пользователями (должностными лицами, работающими с геоинформационными системами) и информационными системами (информационно-справочными, системами поддержки принятия решения и др.). Совместная работа пользователей с ГИС показала свою эффективность при решении различных информационных и расчетных задач.

В настоящее время все узлы связи пунктов управления (штабов) оснащены серверами различной мощности, но их низкая загруженность требует поиска решений по их применению в интересах должностных лиц пунктов управления (штабов). Одним из таких решений является использование их в качестве ГИС-серверов на web-платформе.

Рассмотрим элементы распределенной геоинформационной сети, представляющей собой основу единого геоинформационного пространства специального назначения. В состав ГИС-сети входят следующие основные элементы (рис. 3):

  • ГИС-порталы с каталогами метаданных, где пользователи могут провести поиск и найти ГИС-информацию в соответствии с их потребностями;
  • ГИС-узлы, где пользователи компилируют и публикуют наборы ГИС-информации;
  • пользователи ГИС, которые ведут поиск, обращаются и используют опубликованные данные и сервисы.

Должностные лица, которые являются пользователями ГИС, взаимодействуют друг с другом с целью получения недостающих частей имеющихся у них ГИС-данных. Для этого они обращаются к ГИС-узлам через ГИС-порталы, которые представляют собой важный компонент сети с систематизированным реестром разнообразных мест хранения данных и информационных наборов. Часть пользователей действует в качестве распорядителей данных, компилируя и публикуя свои наборы данных для совместного использования. Они регистрируют свои информационные наборы в каталоге портала. Проводя поиск по этому каталогу, другие пользователи могут найти нужные им информационные наборы и обратиться к ним. ГИС-портал — это web-сайт, где пользователи могут искать и находить нужную им ГИС-информацию. Предоставляемые возможности зависят от комплекса предлагаемых сетевых сервисов ГИС-данных, картографических сервисов и сервисов метаданных . Периодически сайт портала ГИС-каталога может проводить обследование каталогов связанных с ним сайтов-участников (GisWeb-серверов силовых министерств и ведомств страны) с целью опубликования и обновления одного центрального ГИС-каталога. Таким образом, ГИС-каталог может содержать ссылки на источники данных, имеющиеся как на этом, так и на других сайтах.

Перечень программных средств формирования единого геоинформационного пространства

Типы
программных средств

Наименования
программных средств

Программные средства предоставления пользовательского доступа к пространственным данным посредством использования единого информационного пространства (ЕИП)

ГИС «Оператор»

Программные средства для работы с медиаданными в ЕИП

ГИС-сервер

Геоинформационные web-сервисы для работы с пространственными данными

Программные компоненты для ведения банка (базы) данных фотоснимков территорий различного разрешения и периодичности

Банк данных ЦК и данных ДЗЗ

Проведенный анализ ГИС, используемых в силовых министерствах и ведомствах, алгоритмов работы должностных лиц органов управления, программных средств позволил определить задачи (рис. 4), которые необходимо решить при разработке ЕГП .

Для обеспечения взаимодействия и структурного единства всех элементов ЕГП СН необходимо иметь единые программные компоненты, представленные в таблице.

Подобно другим информационным технологиям, единое геоинформационное пространство должно обеспечивать простоту внедрения приложений, созданных на единой ее основе. Это достигается за счет создания единой базовой платформы программного обеспечения, поддерживающей разные типы наборов географических данных, развитые инструментальные средства управления данными, их редактирования, анализа и визуализации.

Существенной задачей является обеспечение доступа должностных лиц к web-ресурсу как со стационарных рабочих мест, так и с «поля», при этом пользователи должны иметь полный набор возможностей, даже при условии использования низкоскоростных каналов связи.

С целью обеспечения удаленного доступа необходимо обладать достаточно развитыми интерфейсами для работы с данными и различными информационными продуктами. Такие интерфейсы должны обеспечивать:

  • работу с многомерными архивами данных;
  • достаточно простое и понятное управление данными (выбор, поиск, включение для отображения нужных характеристик и т.д.);
  • быстрый выбор и отображение различных информационных продуктов из достаточно емких архивов, обеспечивающих хранение многомерных данных;
  • одновременное отображение различных видов информации и проведение их совместного анализа;
  • работу как с пространственной информацией, так и временными рядами различных информационных продуктов;
  • формирование комплексных продуктов на основе базовых по запросу пользователей (связано это в первую очередь с тем, что при расширении задач и возможностей систем мониторинга простое увеличение типов хранимых информационных продуктов приводит к неконтролируемому росту объемов архивов, поэтому часть продуктов приходится формировать только по запросам);
  • доступ к распределенным информационным ресурсам;
  • онлайн-импорт информации из различных сторонних информационных систем;
  • расширяемость функциональности, а также удобные и гибкие настройки для решения конкретных задач;
  • строгую, но гибкую систему авторизации пользователей для доступа к различным функциям и информационным продуктам, используемым в системе;
  • отображение данных на карте;
  • базовые функции рабoты с картoй;
  • поиск данных в каталoгах и их отображение;
  • экспорт данных.

Создание ЕГП СН уже сегодня позволит оптимизировать работу должностных лиц органов управления, иметь распределенный ресурс геоинформационных данных. А развитие систем связи и автоматизации в силовых министерствах позволит создать единое телекоммуникационное пространство и обеспечить доступ к единым ресурсам геоинформационного пространства в любой точке страны. 

Список использованной литературы:

  1. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Немцев Е.А. Применение геоинформационного портала военного назначения как технологической платформы военно-технического сотрудничества должностных лиц объединенных штабов ОДКБ. «Военно-техническое сотрудничество России: история и современность» / Материалы работы научной конференции, 2012 г. — СПб: Политехника-сервис, 2013.
  2. Сайт «КБ Панорама», http://www.gisinfo.ru.
  3. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Могиленко А.Н. Интерактивный банк данных картографической информации // В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей. 2014. С. 829-833.
  4. Горбунов А.А., Пономорчук А.Ю., Иванов В.Г. Использование геоинформационных систем при принятии управленческих решений в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2015. № 2. С. 71-76.
  5. Сайт «ГИС Техник», http://gistechnik.ru.
  6. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Королев К.В. Анализ современных геоинформационных систем для применения в системах военного назначения // В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей. 2014. С. 820-825.

Common geoinformation space of Moscow city

ИСОГД города Москвы

Москва не только самый лучший, но и один из самых крупных и сложных городов Земли. Столица Российской Федерации - уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В управлении городом принимают участие десятки ведомств, департаментов и служб, которые отвечают за различные сферы деятельности. Все эти сферы очень тесно взаимосвязаны, поэтому принятие решений базируется на большом объеме разнородной информации.

В Москве существуют сложные структуры по управлению информационными потоками, обеспечивающими своевременное поступление информации заинтересованным лицам. В городе созданы различные информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора и обработки информации. Объемы информации растут в геометрической прогрессии, и ими нужно уметь эффективно управлять. Именно с этой целью во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающих условия для формирования единой инфраструктуры. Москва здесь не является исключением.

В российском градостроительстве намерения в формировании единой инфраструктуры информации получили развитие в концепции информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), формируемой на базе общих принципов государственной концепции инфраструктуры пространственных данных.

Пространственные данные – важная составляющая информационных потоков в городе, поскольку большая часть всей информации имеет территориальную привязку. Созданием пространственных данных заняты практически все основные службы города, обеспечивающие планирование, строительство, реконструкцию, функционирование и развитие города. В 1999 г. для лучшей сопоставимости пространственных данных Правительство города приняло решение о создании единой государственной картографической основы г.Москвы (ЕГКО), подготовка и ведение которой были поручены «Мосгоргеотресту». Эта основа создавалась на базе данных цифровых топографических планов, карт и схем масштабного ряда 1:2000 - 1:25000 и в 2002 г. введена в промышленную эксплуатацию. Информационный ресурс ЕГКО поддерживается в актуальном состоянии и предоставляется всем службам и организациям города, выполняющим проектные и инвентаризационные работы. Это существенно повысило надежность и достоверность информации, ускорило и облегчило ее совместное использование, значительно расширило информационный обмен пространственными данными. Были предприняты попытки сформировать единые процедуры создания пространственных данных и унифицировать обменные форматы, что улучшило возможность обмена данными, однако не решило проблем поддержания данных в актуальном состоянии. Регламенты обмена данными приводили к поступлению информации с опозданием и не гарантировали их актуальность в течение последующего периода использования.

Генплан г.Москвы инициировал создание единого информационного пространства

Нехватка или задержка поступления актуальных данных особо остро сказались при подготовке главного документа города – Генерального плана развития г.Москвы до 2025 г. Работа над этим документом была завершена в 2010 г. Она проводилась в нескольких проектных мастерских города и объединялась в Институте Генплана г.Москвы. Генплан г.Москвы – комплексный документ, по закону включающий 19 информационных групп пространственных данных, объединяющих более 50 картографических слоев.

Разработка Генплана базируется на множестве исходных пространственных данных, некоторые из них могут меняться в течение периода подготовки документа. Это существенно осложняло работы, требовало постоянного сопоставления с вновь поступающей пространственной информацией из других служб. Кроме того, при публичных обсуждениях Генплана и слушаниях в Городской Думе требовалась срочная дополнительная работа по конвертации данных из разных форматов для их представления в единой геоинформационной системе (ГИС).

В связи с этим, велись работы по развертыванию такой системы. И в качестве интеграционной платформы были приняты программные продукты семейства ArcGIS, установленные в двух основных центрах подготовки пространственных данных для этого документа: в Институте Генплана Москвы и Комитете по архитектуре и градостроительству г.Москвы («Москомархитектуре»).

В 2009 г. правительством города была также обсуждена и принята концепция создания единого геоинформационного пространства г.Москвы (ЕГИП), реализация которой позволила бы использовать современные технологические решения для оптимизации обмена пространственными данными. На ее основе утверждена среднесрочная целевая программа города на 2010-2012 гг.

Суть концепции заключается в стремлении к «интеграции пространственных данных, позволяющей одновременно отображать и обрабатывать пространственные объекты из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных пользователей».

Предстояло в достаточно короткие сроки разработать и реализовать принципиально новый подход к обмену пространственными данными без разрушения сложившейся практики создания и использования пространственных данных в службах, имеющих опыт использования геоинформационных систем, и с обеспечением возможности развития системы за счет удобного подключения и расширения числа участников. Сложность состояла в необходимости интеграции информации, создаваемой и поддерживаемой хотя и на единой картографической основе, но в разных, часто плохо сопоставимых форматах пространственных данных, на базе различных ГИС-технологий и ГИС-систем, используемых в разных службах.

Следует отметить, что в Москве, как и в других крупных городах, выбор конкретных информационных технологий обусловливается множеством факторов, включая не только экономическую составляющую внедрения систем, но и разновременность внедрения технологий в разных отраслях, сложившийся опыт специалистов, формат поступающих данных или даже просто спонтанное решение. Тем не менее, в данном случае перевод служб на единую ГИС-платформу не рассматривался как вариант общего решения, поскольку это не только невозможно, но и нецелесообразно. Решение искалось в новых стандартах обмена пространственной информацией на базе сервис-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием международных стандартов обмена пространственной информацией, разрабатываемых международным консорциумом OGC (Open Geospatial Consortium). Данный подход позволил не разрабатывать новые программные продукты или унифицировать их использование, а разрабатывать направления связывания распределенных информационных узлов для обмена сообщениями.

Сервис-ориентированная архитектура ЕГИП г.Москвы

Сервис-ориентированная архитектура предполагает наличие трех основных составляющих: поставщиков сервисов, потребителей сервисов и реестра сервисов.

Исходя из этого, был рассмотрен вариант организации ЕГИП на базе геопортального решения (рис. 1). Его суть состояла в построении многоядерной (распределенной) информационной структуры с центральным узлом в «Москомархитектуре». Роль центрального узла состоит в наличии дополнительных функций оператора ЕГИП, обеспечивающего всех участников единой картографической основой и площадкой обмена информационными ресурсами.

Рис. 1. Общая схема организации ЕГИП.

В качестве такой площадки используется геопортал пространственных данных, построенный на технологии ArcGIS. Специальное серверное расширение – ArcGIS Geoportal Extension (от редакции: в ArcGIS 10 переработано в новый продукт Esri Geoportal Server) – позволило в кратчайшие сроки развернуть площадку взаимодействия в городском информационном контуре управления городом. Назначение геопортала заключается в консолидации информации об имеющихся в службах города децентрализованных пространственных данных, которые оформляются и предоставляются в пользование в виде стандартных геосервисов, а также в создании единой точки входа пользователей в эту среду.

Геопортал был встроен в общий портал Москомархитектуры, вход на который регламентирован для зарегистрированных пользователей, имеющих необходимые права (роли).

Ролевые функции позволяют: администратору – назначать роли, регулировать работу портала и одобрять или приостанавливать использование предложенных к регистрации данных; поставщикам данных – регистрировать собственные ресурсы пространственной информации на геопортале; пользователям – осуществлять поиск необходимых ресурсов, просматривать ресурсы и работать с доступными пространственными данными.


Рис. 2. Общий вид портала.

Консолидируемая на портале информация – это метаданные, которые создаются владельцами ресурсов по стандартному шаблону, предоставляемому геопорталом (рис. 2). Шаблон метаданных на пространственные данные (геосервисы и входящие в их состав информационные слои данных) создан на основе международного стандарта ISO 19115:2003 «Geographic information Metadata» (Географическая информация. Метаданные) и его отечественного профиля: стандарта РФ ГОСТ Р 52573-2006 «Географическая информация. Метаданные». В ходе работ был создан специальный профиль ЕГИП, позволивший использовать стандарты и в то же время упростить набор метаданных, необходимых для описания пространственных ресурсов города (рис. 3). В состав метаданных вошли «обязательные» элементы метаданных, относящиеся к их ядру, а также ряд элементов, не включаемых в ядро, но имеющих существенное значение для каталогизации пространственных данных.


Рис. 3. Страница геопортала для введения метаданных по разработанному профилю.

Для удобства использования в портал введены тематические разделы пространственной информации, рекомендуемые ИСОГД г.Москвы. Они позволяют упорядочивать информацию по разделам, привычным для пользователей. Распределение ресурсов по разделам происходит автоматически, после введения соответствующих метаданных о предоставляемых ресурсах.

Существенную роль в каталоге ресурсов играет система ключевых слов, облегчающих и ускоряющих тематический поиск ресурсов. Поисковая система, используемая геопортальным решением ArcGIS, построена на самом известном и популярном поисковом движке Apache Lucene, который обеспечивает индексацию и сложный поиск информационных ресурсов по любому из параметров метаданных или их сочетанию в реальном режиме времени.

Использование портала предполагает, что найденный перечень ресурсов можно сохранить для последующей работы. С этой целью в рамках портала создана система регистрации пользователей, обеспечивающая распределенный доступ к ресурсам и возможность создания и использования «личного кабинета».

Другим важным элементом геопортала является геовьюер (MapViewer) – специальное картографическое приложение, позволяющее просматривать или осуществлять полноценную работу с пространственными данными, зарегистрированными на портале. Необходимость такого приложения обусловлена и задачей предоставления пользователю на геопортале всех необходимых средств работы с картографическими сервисами.

С этой целью было разработано Web-приложение, обеспечивающее работу с геосервисами геопортала, а также возможность добавления любых других стандартных картографических геосервисов: как зарегистрированных на геопортале ЕГИП, так и не зарегистрированных, но имеющих URL-адрес, созданный по стандартам OGC.

Преимуществом приложения является возможность формирования профилей – собственных Web-проектов из имеющихся данных, а также возможность сохранять эти проекты в личном кабинете пользователя для последующей работы. Созданные профили по желанию могут быть доступны целой группе пользователей или быть индивидуальными. В распоряжении пользователей портала уже имеются собранные профили с составом данных, определенных Генпланом, системой СПРИТ (Сводный план регулирования использования территорий), МРГП (Мониторинг реализации генерального плана г.Москвы), ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) и др. Эти данные доступны любому участнику портала с достаточным уровнем доступа для начала работы или просто в качестве базовой основы для формирования собственного профиля (рис. 4).


Рис. 4. Пример собранного профиля геопортала.

Данное Web-приложение достаточно удобно в использовании, для работы с ним не требуется специальная подготовка. При возникновении вопросов пользователь может обратиться к электронной справке, которая написана в лаконичном виде с иллюстрациями и пояснениями. Справочная система оформлена в привычном для Web-пользователей формате html с перекрестными ссылками внутри текста и развитой поисковой системой.

При внешней простоте работы функциональные возможности Web-приложения хорошо развиты. Имеются все необходимые стандартные средства работы с картой: увеличения/уменьшения, панорамирования, выбора масштаба отображения. Дополнительно разработаны инструменты измерений, выборки и получения информации по объектам любых слоев геосервисов.

Особо стоит отметить функцию адресного поиска, которая крайне важна для работы с пространственными данными в городе. Адрес можно найти, указав в поисковой строке начальные буквы названия улицы, затем выбрать из предложенного списка искомую улицу, по которой, в свою очередь, будут предложены для выбора все адреса. Если известен полный адрес, то поиск местоположения осуществляется моментально прямо на карте.

Поисковая система интерактивно связана с картой. Карту можно переместить в район найденного объекта с сохранением отображаемого масштаба или приблизить карту к выбранному объекту, можно также создать пространственную закладку.

В разделе таблицы содержания имеется дерево административных единиц города, к которым можно приблизиться, выбрав необходимый уровень иерархии, вплоть до конкретной улицы или адреса.

Поиск объектов можно осуществлять в специальном окне путем построения запроса по одному или нескольким атрибутивным значениям базы данных, на которых основываются сервисы пространственных данных.

Выбор объектов может осуществляться и графически: точкой, линией, очерченным полигоном. Информация о выбранном или найденном в результате поиска объекте поступает в карточку объекта – удобную форму для просмотра и анализа атрибутивной информации.

О реализации проекта

Для пилотного запуска портала и тестирования его функционала был определен ограниченный круг участников, удовлетворяющий нескольким требованиям:

  • располагающих пространственной информацией в цифровом виде и способных предоставить ее в виде картографических геосервисов;
  • имеющих защищенный канал передачи информации;
  • имеющих возможность использовать картографические геосервисы в ГИС-системах, применяемых для внутренних производственных целей.

Участниками тестирования стали «Москомархитектура», Институт Генплана Москвы, «Мосгоргеотрест», Департамент земельных ресурсов (ДЗР), Департамент градостроительной политики (ДГП).

У каждого участника были установлены технические средства защиты передачи информации и определен объем пространственных ресурсов, предоставляемых в ЕГИП. «Москомархитектура» выступала в роли поставщика данных и оператора ЕГИП. В Качестве оператора МКА подготовил и предоставил в информационное пространство ЕГКО, переданную «Мосгоргеотрестом», в виде ускоренного (кэшированного) картографического сервиса.

Институт Генплана Москвы подготовил ряд картографических сервисов, связанных с обеспечением Генплана города. Департамент земельных ресурсов зарегистрировал и предоставил в ЕГИП важную пространственную информацию о кадастровом учете земель города. Департамент градостроительной политики создал и зарегистрировал сервис о строящихся объектах города.

Все метаданные о названных ресурсах были внесены в геопортал и после контроля администратора геопортала поданы для их использования.

Тестирование работы портала проведено с использованием встроенного в геопортал Web-приложения MapViewer, а также в существующих собственных приложениях ДЗР и ДГП, которые подключили предоставленные на портале сервисы на рабочих местах сотрудников.

Результаты проведенного тестирования позволили высоко оценить оперативность разворачивания ЕГИП и возможность введения системы в промышленное использование без существенных дополнительных затрат.

Конечно, ни что сразу не бывает идеальным. Не все пока устраивает оператора ЕГИП и его пользователей в формируемой архитектуре ЕГИП. Основная сложность состоит в уровне разграничения доступа к данным, связанным, прежде всего, с ограничениями использования ЕГКО. Это влечет за собой существенное усложнение взаимодействия информационных узлов с формированием защищенных каналов обмена информацией, сужение числа участников информационного обмена. Так что обычному москвичу пока еще рановато становиться полноценным пользователем информации ЕГИП.

Другая сложность – разный уровень информационной и технической готовности держателей информации. Некоторые из них в ближайшем времени не смогут в оперативном режиме обеспечить ЕГИП своими геосервисами. Их информация, хотя и очень востребованная, пока останется доступной «на бумаге» или в электронных форматах и форме, непригодной для широкого использования.

Это Москва. Хочется, чтобы она была не только главным городом страны, но и самым современным в области информационных технологий. У оператора ЕГИП большие планы. Если они реализуются, то так и будет.