Усадьба голицыных на волхонке. Владельцы особняка. XX век: Коммунистическая академия и Институт философии

Усадьба Голицыных

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным - свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных - единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде.

Купил владение М. М. Голицын (младший), президент Адмиралтейств-коллегии. (Этим, вероятно, и обусловлена связь между заказчиком усадьбы и Саввой Чевачинским, активно сотрудничавшим с Адмиралтейским ведомством.) Ко времени покупки участка на нем стоял большой сенной шалаш, построенный на месте каменных палат, показанных еще на так называемом «Петровом чертеже» конца XVI века. Шалаш этот снесли, а при строительстве дома Голицына, возможно, была использована часть стен древних палат. В нетронутом виде до наших дней дошли ворота. Два их пилона, соединенные плавной аркой, обработаны рустованными лопатками и завершены многоступенчатым аттиком, где помещался каменный герб князей Голицыных. С двух сторон к ним примыкают каменные калитки с таким же, как у ворот, ступенчатым завершением. Ворота, как и фасад главного дома, обращены в переулок.

Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором - курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан . От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.

Главный же дом в середине XVIII столетия представлял собой двухэтажный массивный объем с ризалитами, равно-денными как с главного, так и с дворового фасада, по-видимому, с одинаково декорированными сложной формы наличниками окон и, возможно, филенками. Но в таком виде дом прожил недолго - примерно лет 13.После смерти владельца усадьба перешла к его сыну, тоже Михаилу Голицыну. С этим владельцам связано пребывание в доме императрицы Екатерины II
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, Екатерина II собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и у не желая останавливаться в нем, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к М. М. Голицыну с вопросом: «…нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)». Естественно, М. М. Голицын предложил свой дом. Тогда же под руководством Матвея Казакова был сделан проект Пречистенского дворца, в который вошел дом Голицына, дом Долгорукова (№ 16) и обширная деревянная часть на месте нынешней автозаправки. Входящие в состав дворца дома были соединены переходами, а позади главного дома появился деревянный корпус с тронным и бальным залами, гостиная и церковь. Екатерина II пробыла в усадьбе почти год.

Что касается дома 14, то Казаков сохранил весь объем дома Голицына, расширив только в сторону Волхонки левый дворовый ризалит, и устроил в верхних этажах обоих ризалитов антресоли (окна их видны и сейчас). Представитель эпохи классицизма, М. Ф. Казаков наделил фасад дома его непременными чертами: в центре был выделен шестипилястровый портик торжественного коринфского ордера, завершенный плоским гладким фронтоном. В средней части портика ритм пилястр прерван: три высоких окна с полуциркульной аркой над средним окном второго, парадного, этажа и нарядные филенки над окнами первого этажа объединил широкий балкон. Его изящные парапеты с вписанными в круги цветками и сейчас украшают главный, восточный фасад дома. Более скромный балкон симметрично расположен на дворовом, западном фасаде. Таким образом была достигнута особая выразительность в архитектуре особняка. А оставшиеся от барочной постройки ризалиты оживляли объем дома, создавали богатую игру света и тени на фасаде.

В 1812 году усадьба стала свидетелем войны с Наполеоном. Тогда здесь разместился штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара именно благодаря его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.

Стены дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах, устраиваемых в усадьбе Голицыных, в своё время не раз появлялся и А. С. Пушкин. Поначалу он даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако в итоге обряд венчания был устроен в приходской церкви невесты у Никитских ворот.

В конце XIX века левый флигель был переоборудован под меблированные комнаты и сдавался квартирантам, получив название «Княжий двор». Здесь жили А. Н. Островский, яркие представители ведущих социально-философских движений того времени - западничества и славянофильства - Б. Н. Чичерин и. С. Аксаков, подолгу останавливались в «Княжьем дворе» также В. И. Суриков, А. Н. Скрябин и. Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б. Л. Пастернак.

Голицыны из поколения в поколение собирали западную живопись, и часть знаменитого когда-то музея Голицынской больницы вошла в домашнее собрание князя Сергей Михайловича, которое затем пополнилось его племянником, дипломатом Михаилом Александровичем. Тогда в пяти парадных залах дома разместился бесплатный музей, где выставлялись редчайшие картины и книги. Однако вскоре новым владельцем дворца стал Сергей Михайлович (второй), который продал всю художественную часть коллекции петербургскому Эрмитажу.

Перейдя в ведение ГМИИ им. Пушкина в коне XX века, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX - XX веков.

«Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.

Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и держащие друг друга за плечи, раскрыли рты, и весь переулок огласился популярной песней. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий». Сотрудники Городского зрелищного филиала пели «Славное море, священный Байкал». нашел для филиала примечательное место в Ваганьковском переулке. По его словам, он «помещался в облупленном от времени особняке в глубине двора и знаменит был своими порфировыми колоннами в вестибюле».

Каменный дом и два небольших флигеля появились в переулке во второй половине XVIII в.

В начале XIX в. участком владела княгиня Н.И. Голицына, сестра графа А. Остермана-Толстого и мать декабриста, члена Северного общества В.М. Голицына, который жил здесь в детстве. В.М. Голицын – единственный представитель рода Голицыных в декабрьском движении. Именно его избрал Д. Мережковский главным героем своего романа «Александр I».

После смерти матери дом принадлежал брату В.М. Голицына – Леониду.

В 1860-х в одном из флигелей квартировал писатель А.А. Потехин.

В 1874 г. усадьбу приобрела жена генерал-адьютанта Е.Л. Игнатьева. В 1876 г. архитектор М.А. Зыков перестроил дом и надстроил флигели, соединив их с главным домом. На фасаде появился балкончик. Квартиры во флигелях также сдавались внаем. И в 1880-х здесь снял квартиру главный дирижер Большого театра И.К. Альтани.

В 1883 г. владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Н.И. Пастухов. «Репортер, каких до него не было», – писал о нем , начинавший в его газете. Н.И. Пастухов – журналист, создатель и владелец газеты «Московский листок». Это был интереснейший человек своего времени, который разбогател, издавая одну из первых бульварных газет в Москве. Газета изобиловала фельетонами, скандалами и печаталась на бумаге, пригодной «для курева». Условие работы в газете было одно – от репортеров Пастухов требовал только правды. Дом в Староваганьковском переулке он купил уже будучи известным богатеем.

Пастухов сам был издателем и редактором газеты «Московский листок», иногда его обязанности выполнял его сын В.Н. Пастухов, живший в том же доме № 17 квартирой выше.

В 1894 г. на территории усадьбы строится здание типографии по проекту архитектора П.М. Самарина. А в 1898 г. по его же проекту со стороны переулка выстроена ажурная металлическая решетка с инициалами хозяина «НП» на створах ворот. Решетку держат чугунные столбы.

Хозяева продолжали сдавать квартиры внаем, и в 1906–08 гг. здесь жил артист Художественного театра И.М. Москвин.

Отец и сын умерли в 1911 г. от простуды. Домом владели внуки Пастухова.

Должность главного редактора «Московского листка» до 1918 г. занимал М.М. Смирнов. В 1918 г. газета была закрыта за контрреволюционную пропаганду. В редакции обосновались «Красная газета», а потом газета «Беднота».

История строительства любого здания тесно связана с его владельцами и чем древнее это здание, чем сложнее этапы его формирования и развития, тем интересней узнавать о людях, чьи судьбы переплетены с ним. Чтобы узнать историю создания старинного дома необходимо провести огромную исследовательскую работу, требующую внимания, терпения, специфических знаний о различных предметах, таких, например, как древние формы письменности. Почти все сведения о владельцах московских домов хранятся в городских архивах, но, к сожалению, не для всех домов они одинаково полны и точны, поэтому архивные исследования не всегда дают желаемые результаты. Для пополнения сведений анализируются и другие доступные источники: опубликованные воспоминания, чертежи, рисунки, фотографии.

История особняка на Волхонке славится своей древностью. За более чем 300 лет существования он поменял многих владельцев, среди которых были знаменитые люди и известные государственные учебные учреждения. Но, как и все древние здания, Особняк не спешит открывать свои секреты, заставляя исследователей решать хитроумные и запутанные головоломки.

Многие сведения о доме и его владельцах были получены в 1990-е гг. исследователями института «Спецпроектреставрации» в результате кропотливой работы над комплексным проектом реставрации. В соответствии с этими материалами первым известным владельцем дома считался соратник Петра I Петр Ефимович Лодыженский - генерал-майор, с 1714 по 1725 гг. Архангельский вице - губернатор.

В 2012 году, в процессе углубленных архивных исследований, были обнаружены новые материалы, пролившие свет на более ранние этапы развития территории, изменение социального статуса проживавших здесь людей. Основными источниками изучения послужили Актовые и Переписные книги Москвы 17-18 веков, в которых содержится множество сведений о московских землевладельцах этого периода времени. Из анализа отрывочных сведений, найденных в этих и других публикациях, складывается мозаика событий, определивших условия формирования исторической территории владения.

Путем сопоставления архивных данных удалось обнаружить первых владельцев - семейство Нарышкиных, близких родственников Петра I, построивших наиболее древнюю часть Особняка – каменные сводчатые палаты, сохранившиеся внутри здания до настоящего времени.

Нарышкины впервые упоминаются в тексте «закладной», то есть документа о залоге имущества, 1701 г.,: «стольник Федор Самсонов сын Бутурлин занял у дяди своего Федора Емельянова сына Бутурлина 2000 р.; заложив Московский двор в Белом городе, между Пречистенской и Знаменской улиц, в приходе церкви Пресвятой Богородицы Ржевской, в межах (границах): подле двора стольника Андрея Федорова сына Нарышкина, да подле церковной земли церкви Николая Чудотворца, что на Турыгине, на белой земле».

В «Доимочной книге Земского приказа о взимании мостовых и решеточных денег 1694 по 1699 гг. на белых землях», указан двор стольника Андрея Федоровича Нарышкина, поперечник (т.е. размер по внешнему проезду) которого составлял 23 сажени с четвертью(1 сажень = 2,13 м). В этой же книге рядом показаны два двора Федора Емельяновича Бутурлина с общим поперечником около 15 сажен. Кроме того, в такой же «Доимочной книге» на Большой Пречистенской улице, то есть на современной Волхонке, также обозначен двор стольника Андрея Федорова сына Нарышкина.

Особую ценность имеет текст купчей 1722 года, в которой сказано, что П.Ф.Волконская продает свой двор с «прикупными местами Федора Полуэктовича жены его - вдовы Авдотьи Петровны и детей Василия, да Андрея Федоровичей Нарышкиных».

Сопоставив все имеющиеся письменные документы и физические размеры владения с имеющимися древними межевыми планами, исследователи пришли к убеждению, что владельцами изучаемой территории, построившими первые каменные строения, было семейство Нарышкиных. Из текста купчей вытекает, что двор, обозначенный в предыдущих документах за А.Ф. Нарышкиным, находился, по сути в общей собственности с его братом Василием и матерью Авдотьей Петровной Нарышкиной.

Андрей Федорович Нарышкин (1650-е – 1716гг.) в 1686-1692 г. был стольником (придворным) царя Петра I, которому приходился двоюродным дядей. В 1692 г. он был назначен воеводой сначала в Верхотурск, а затем в Тобольск, где прослужил до 1698 г. Известен его конфликт с Митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием (Римским–Корсаковым), вызванный противоборством светской и церковной власти. Активный противник прозападных реформ Петра I митрополит Игнатий считал родственника царя Нарышкина «великим развратником, грабителем и варваром». Митрополит обращался неоднократно к нему с письменными и устными увещеваниями, но, не видя желания воеводы подчиниться, отлучил его на полгода со всем семейством от Церкви. Возможно, в этой истории свою роль сыграла и приверженность матери воеводы к старой вере, с которой так боролся митрополит Игнатий.

А.Ф. Нарышкин с семейством возвратился в Москву в 1698 г. и до самой смерти в 1716 г. жил в палатах на Волхонке. Между 1719 и 1722 гг. владение было продано его вдовой Евдокией Михайловной Нарышкиной жене флигель-адъютанта княгине Просковье Федоровне Волконской (в первом браке бывшей за Андреем Андреевичем Нарышкиным – сыном владельца усадьбы) и присоединено к принадлежавшему ей соседнему владению.

В 1722 г. П.Ф. Волконская продала свое объединенное владение с «всяким каменным полатным дворовым строением» боярину Петру Ефимовичу Лодыженскому, занимавшему в то время пост архангельского вице-губернатора. Двор был продан за весьма значительную сумму в 2600 рублей, что подтверждает наличие в нем капитальных каменного строения.

П.Е Лодыженский являлся владельцем имения до середины 18 века (точной даты его кончины обнаружить не удалось). После смерти отца двор унаследовал коллежский советник Иван Петрович Лодыженский, который в 1754 г. передал владение в качестве приданого своей дочери Анастасии, вышедшей замуж за майора князя Василия Сергеевича Долгорукова. Долгоруковы владели имением 20 лет, и за это время дом из древних теремных палат преобразился в настоящий европейский дворец в стиле барокко, обративший на себя внимание императрицы Екатерины II.

В 1774 г. владение было куплено казной и вошло в состав так называемого Пречистенского дворца , выстроенного для приезда Екатетерины Великой в Москву для празднования Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией.

Перед отъездом Екатерина пожаловала герою русско-турецкой войны, выдающемуся русскому военачальнику графу П.А. Румянцеву-Задунайскому вместе с домом Долгоруковых множество подарков: «Господину генералу-фельдмаршалу графу Румянцеву всемилостивейше жалуется похвальная грамота с прописанием службы его в прошедшую войну и при заключении мира, ....за разумное полководство алмазами украшенный повелительный жезл или булава; за храбрые предприятия - шпага, алмазами обложенная; за победы- лавровый венец; за заключение мира - масличная ветвь; в знак монаршего за то благоволения - крест и звезда ордена святого апостола Андрея, осыпанные алмазами; в честь ему, фельдмаршалу, и его примером в поощрение потомству - медаль с его изображением; для увеселения его - деревня [в] пять тысяч душ в Белороссии; на построение дома сто тысяч рублев из кабинета; для стола его - сервис серебряной, на убранство дома - картины» (из указа Сенату от 10 июля 1775 г.).

Новый владелец «генерал фельдмаршал, сенатор киевский, черниговский и новгород-северский, генерал губернатор, лейб-гвардии конного полка подполковник и кирасирского полку военного ордена полковник; всех российский орденов, прусского черного орла и святые Анны кавалер» граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский несколько лет прожил в доме, перестраивая его в соответствии с новыми модными тенденциями в архитектуре. В 1788 г. , после сильнейшего пожар, он продал «погоревший каменный дом свой со всем в том доме каменным и деревянным строением» жене бригадира княгине Федосье Петровне Волконской за весьма небольшую для такого владения сумму – 8 тысяч рублей. Это свидетельствует о том, что пожар имел весьма серьезные последствия. Через семь лет в 1795 году Ф.П. Волконская, не проведя серьезных восстановительных работ, продала владение бригадиру Федору Андреевичу Лопухину за ту же сумму – 8 тысяч рублей. В свою очередь предприимчивый Ф.А. Лопухин через три года перепродал здание казне для устройства в нем казарм Астраханского полка. По всей видимости, за это время Ф.А. Лопухин надстроил здание третьим этажом и мезонином, так как участок был продан уже за 45 тысяч рублей. С этого времени более двухсот лет здание принадлежало государству.

После покупки в казну здание долгое время оставалось бесхозным – для казарм оно оказалось не слишком удобным. В 1804 г. его передали для устройства дома для азиатских посланников, но затем после некоторых проволочек передали для перестройки под Московскую губернскую гимназию .

Окончательно вопрос о передаче гимназии здания и выделении средств на реконструкцию был решен лишь к началу 1817 г., когда и начались работы по ее обустройству. Занятия в гимназии начались с 1819 года. В 1824 г. зданию был присоединен участок к тому времени снесенной церкви Николы в Турыгине. На этом участке в 1827 г. было выстроено двухэтажное здание для прачечной и других хозяйственных нужд.

После революции 1-я мужская гимназия была закрыта, с 1918 по 1925 гг. в здании размещался Лесотехнический институт; с 1925 по 1930 - университет трудящихся Китая (УТК) им. Сун-Ятсена. Позднее в здании размещались:

с 1930-го г. один из институтов Красной профессуры; с 1938 г. по1981 г. - Высшая школа марксизма-ленинизма, а также различные учреждения, в том числе Министерство лесной промышленности; с 1981 г. по 1989 г. - Министерство по производству минеральных удобрений; с 1989 года по 2010 - ОАО «Агрохиминвест».

До 1702 г. -1716 г. Нарышкина Авдотья Петровна вдова с сыновьями: стольниками Андреем Федоровичем Нарышкиным и Василием Федоровичем Нарышкиным
1716-после 1718 г. Нарышкина Евдокия Михайловна, вдова стольника
После 1718-1722 г. Волконская Прасковья Федоровна, княгиня, жена флигель-адъютанта
1722 –после 1745 г. Лодыженский Петр Ефимович, стольник (1680); комнатный стольник царя Иоанна Алексеевича (1686-1692), лейб-гвардии Семеновского полка капитан, вице-губернатор Архангельской губернии (1714-1725)
До 1753 – до 1754г. Лодыженский Иван Петрович, коллежский советник.
1754 – 1774 г. Долгорукова Анастасия Ивановна (урожденная Лодыженская), жена премьер-майора В.С. Долгорукова
1774-1775 гг. Казенная собственность, Пречистенский дворец
1775-1788 гг. Румянцев-Задунайский Петр Александрович, граф, генерал-фельдмаршал
1788-1795 гг. Волконская Федосья Петровна, княгиня, жена бригадира
1795-1798 гг. Лопухин Федор Андреевич, бригадир (28.06.1768 – 18.09.1811)
1798-1918 гг.

Казенная собственность

С 1798 по 1804 гг. дом предназначался под казармы Астраханского полка.

С 1804 г. – предназначался для размещения азиатских послов, затем начал перестраиваться для Московской губернской гимназии

Московская губернская гимназия размещалась здесь с 1819 по 1918 гг. (с начала 1830-х гг. стала называться 1-й Московской мужской гимназией)

1918-2010 гг.

Государственная собственность

С 1918 по 1925 гг. здесь размещался Лесотехнический институт

С 1925 по 1930 - университет трудящихся Китая (УТК)

С 1930-го г. здание занимал один из институтов Красной профессуры,

С 1938 г. по1981 г. - Высшая школа марксизма-ленинизма,

различные учреждения, в том числе Министерство лесной промышленности,

С 1981 г. по 1989 г. - Министерство по производству минеральных удобрений,

С 1989 года – по 2010 ОАО «Агрохиминвест».

Усадьба Голицыных

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным - свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных - единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде.

Купил владение М. М. Голицын (младший), президент Адмиралтейств-коллегии. (Этим, вероятно, и обусловлена связь между заказчиком усадьбы и Саввой Чевачинским, активно сотрудничавшим с Адмиралтейским ведомством.) Ко времени покупки участка на нем стоял большой сенной шалаш, построенный на месте каменных палат, показанных еще на так называемом «Петровом чертеже» конца XVI века. Шалаш этот снесли, а при строительстве дома Голицына, возможно, была использована часть стен древних палат. В нетронутом виде до наших дней дошли ворота. Два их пилона, соединенные плавной аркой, обработаны рустованными лопатками и завершены многоступенчатым аттиком, где помещался каменный герб князей Голицыных. С двух сторон к ним примыкают каменные калитки с таким же, как у ворот, ступенчатым завершением. Ворота, как и фасад главного дома, обращены в переулок.

Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором - курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан . От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.

Главный же дом в середине XVIII столетия представлял собой двухэтажный массивный объем с ризалитами, равно-денными как с главного, так и с дворового фасада, по-видимому, с одинаково декорированными сложной формы наличниками окон и, возможно, филенками. Но в таком виде дом прожил недолго - примерно лет 13.После смерти владельца усадьба перешла к его сыну, тоже Михаилу Голицыну. С этим владельцам связано пребывание в доме императрицы Екатерины II
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, Екатерина II собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и у не желая останавливаться в нем, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к М. М. Голицыну с вопросом: «…нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)». Естественно, М. М. Голицын предложил свой дом. Тогда же под руководством Матвея Казакова был сделан проект Пречистенского дворца, в который вошел дом Голицына, дом Долгорукова (№ 16) и обширная деревянная часть на месте нынешней автозаправки. Входящие в состав дворца дома были соединены переходами, а позади главного дома появился деревянный корпус с тронным и бальным залами, гостиная и церковь. Екатерина II пробыла в усадьбе почти год.

Что касается дома 14, то Казаков сохранил весь объем дома Голицына, расширив только в сторону Волхонки левый дворовый ризалит, и устроил в верхних этажах обоих ризалитов антресоли (окна их видны и сейчас). Представитель эпохи классицизма, М. Ф. Казаков наделил фасад дома его непременными чертами: в центре был выделен шестипилястровый портик торжественного коринфского ордера, завершенный плоским гладким фронтоном. В средней части портика ритм пилястр прерван: три высоких окна с полуциркульной аркой над средним окном второго, парадного, этажа и нарядные филенки над окнами первого этажа объединил широкий балкон. Его изящные парапеты с вписанными в круги цветками и сейчас украшают главный, восточный фасад дома. Более скромный балкон симметрично расположен на дворовом, западном фасаде. Таким образом была достигнута особая выразительность в архитектуре особняка. А оставшиеся от барочной постройки ризалиты оживляли объем дома, создавали богатую игру света и тени на фасаде.

В 1812 году усадьба стала свидетелем войны с Наполеоном. Тогда здесь разместился штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара именно благодаря его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.

Стены дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах, устраиваемых в усадьбе Голицыных, в своё время не раз появлялся и А. С. Пушкин. Поначалу он даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако в итоге обряд венчания был устроен в приходской церкви невесты у Никитских ворот.

В конце XIX века левый флигель был переоборудован под меблированные комнаты и сдавался квартирантам, получив название «Княжий двор». Здесь жили А. Н. Островский, яркие представители ведущих социально-философских движений того времени - западничества и славянофильства - Б. Н. Чичерин и. С. Аксаков, подолгу останавливались в «Княжьем дворе» также В. И. Суриков, А. Н. Скрябин и. Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б. Л. Пастернак.

Голицыны из поколения в поколение собирали западную живопись, и часть знаменитого когда-то музея Голицынской больницы вошла в домашнее собрание князя Сергей Михайловича, которое затем пополнилось его племянником, дипломатом Михаилом Александровичем. Тогда в пяти парадных залах дома разместился бесплатный музей, где выставлялись редчайшие картины и книги. Однако вскоре новым владельцем дворца стал Сергей Михайлович (второй), который продал всю художественную часть коллекции петербургскому Эрмитажу.

Перейдя в ведение ГМИИ им. Пушкина в коне XX века, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX - XX веков.

Об этом старинном здании мне писать легко и трудно одновременно. Почти 15 лет я проработала в его стенах, где до 2015 года располагался . Этот дом поражал одновременно и своими роскошными интерьерами в старой части, и отталкивающей безликостью и ветхостью надстройки советского времени. Сейчас, после переезда института, усадьба князей Голицыных на Волхонке стала частью Музейного городка . В 2017 году начнутся реставрационно-восстановительные работы, после чего в этих стенах откроется музей.

Первым владельцем усадьбы был флотоводец, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший (1684-1764), сподвижник Петра Великого. Долгое время он жил в основном в Санкт-Петербурге, а в Москву смог вернуться только в царствование Анны Иоанновны.

В 1738 году он приобрел усадьбу поблизости от Колымажного (Конюшенного) двора. На их месте в 1912 году был построен Музей Изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

♦ По истории и архитектуре этого района:

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В то время на территории усадьбы уже стоял одноэтажный каменный дом. По всей видимости, именно его и именовали «Сенной шалаш». В 1759-1766 (по другим данным, в 1756-1761) годах дом был перестроен и надстроен по проекту петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713 – между 1772 и 1780) при участии И.С.Мергасова и И.П.Жеребцова. Главный дом, как и во многих других московских усадьбах первой половины XVIII века, располагался в глубине участка. В то время он представлял собой двухэтажное массивное здание с ризалитами со стороны фасада и двора.

Изящные въездные ворота с калитками по обеим сторонам были построены в 1768-1770 годах. Ворота венчает высеченный из камня герб Голицыных с «просечной» короной над княжеским щитом. В Воротную решетку вплетен вензель PMG - «принц Михаил Голицын».

Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке

С двух сторон от главного дома были построены флигели, дошедшие в перестроенном виде до наших дней. Со стороны Малого Знаменского переулка сохранилась старая часть флигеля в переходном от барокко к классицизму стиле, при реставрации она была выделена белым цветом.

Флигели усадьбы Голицыных

Первоначально усадьбу окружал глухой забор, который в конце XIX века был заменен на изящный кованный.

Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Новый этап строительства связан с пребыванием в Москве в 1775 году императрицы Екатерины Великой по случаю заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира. В Кремле императрица останавливаться не желала, и потому в 1774 году она обратилась с просьбой к Михаилу Михайловичу Голицыну (1731-1804, сын М.М.Голицына) с просьбой подыскать ей поблизости от Кремля жилье:

… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное.

Естественно, Голицын предложил ей собственный дом, который специально для этих целей был перестроен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым . В целом, Казаков сохранил первоначальный объем дома, расширив лишь один из дворовых ризалитов, выходившего в сторону Волхонки и надстроив антресоли.

Фасады были декорированы в классическом стиле. Центр здания выделял шестипилястровый портик коринфского ордера, с гладко оштукатуренным плоским фронтоном. Три средних окна были большими по размеру, на втором этаже был устроен балкон с изящными парапетами. Похожий, но поменьше, располагался и на западном, дворовом фасаде. Между портиком и ризалитами располагались входы, главным из которых в то время был правый.

Усадьба Голицыных со стороны двора

Из входа можно было попасть в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней. К сожалению, великолепная овальная парадная лестница не сохранилась. Лишь в помещении институтской библиотеки можно было увидеть нарядный свод, некогда располагавшийся над лестницей.

Потолок в Библиотеке Института философии РАН

Двор перед главным усадебным домом был торжественно оформлен, в центре него была устроена большая клумба.

Клумба в центре усадебного двора

Поскольку улица Волхонка в то время называлась Пречистенкой, то и дворец получил название Пречистенского. Помимо Голицынского дома, в него были включены соседние усадьбы: Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4), Голицыных–Вяземского–Долгоруких (Малый Знаменский пер., 3/5, строение 1), Долгоруких (ул. Волхонка, 16). Все эти дома были соединены деревянными переходами.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон (1748-1810) оставил такое описание Пречистенского дворца:

Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты.

Парадные покои императрицы располагались в доме Голицына. Оттуда по теплой лестнице можно было попасть в большой деревянный корпус, где располагались Тронный зал, Бальный зал, Гостиная и церковь. С улицы сюда вел крытый подъезд с пандусами.

План Пречистенского дворца. Чертеж 1774-1775 годов, копия XIX века. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город

Строительство Пречистенского дворца, на котором под началом Казакова работали «тысячи рук» продолжалось 4 месяца. Сама императрица о своем новом дворце отзывалась так:

…Опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию…

Тем не менее, работой архитектора Екатерина осталась довольна, поручив Казакову строительство Петровского дворца и здания Сената в Кремле.

С Пречистенским дворцом связана весьма романтическая история. Соседний усадебный дом первоначально принадлежал Лопухиным, родственникам Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Затем он был подарен матери князя Григория Потемкина. В действительности же там жил сам князь, тайный супруг императрицы Екатерины Великой. Из Голицынского дома в дом Лопухиных вела отдельная дверь.

12 июля 1775 года в доме Голицыных 46-летняя Екатерина родила дочку, которую назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью графа Самойлова, племянника Потемкина.

Для цесаревича Павла Петровича выделили помещения в усадьбе Долгоруких; с 1819 до 1918 года — Первая мужская гимназия (Первая городская/губернская гимназия).

Бывшая усадьба Долгоруких — Первая мужская гимназия

Екатерина не любила Москву, и вскоре после окончания торжеств покинула Первопрестольную. В 1779 году деревянный корпус был разобран и перенесен на Воробьевы горы, где его заново собрали на фундаменте старого дворца, построенного Василием III. Императрица там ни разу не была. В усадьбе Голицыных на его месте построили флигель в классическом стиле, который дошел до наших дней.

Голицынский дом в конце XVIII века был вновь переделан по проекту архитектора Родиона Родионовича Казакова (однофамильца знаменитого архитектора). В этом виде он и вошел в альбом лучших зданий города.

Пожар 1812 года: благородный Коленкур

Следующая яркая страница усадьбы Голицыных на Волхонке связана с Отечественной войной 1812 года. В то время её владельцем был князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

В месяцы пребывания французов в Москве в усадьбе разместился штаб Армана Луи де Коленкура (1773-1827), французского дипломата, посла в России в 1807-1811 годах, сделавшего немало в попытках предотвратить военный конфликт между Россией и Францией. Он сопровождал Наполеона в его военном походе, а затем бежал вместе с ним из Москвы.

Во время знаменитого московского пожара 1812 года Коленкур повел себя самым благородным образом. Когда вспыхнул Колымажный двор, Коленкур бросился спасать его, и во многом именно благодаря его действиям мы сейчас можем любоваться прекрасными каретами русских царей, которые хранятся в Оружейной палате, а также видеть усадьбы Лопухиных и Голицыных–Вяземского–Долгоруких.

Я отправился в дворцовые конюшни (Колымажный двор), где стояла часть лошадей императора и где находились коронационные кареты царей. Потребовалась вся энергия и все мужество берейторов и конюхов, чтобы спасти их; одни из конюхов взобрались на крыши и сбрасывали горящие головни, другие работали с двумя насосами, которые по моему распоряжению были починены днем, так как они тоже были испорчены. Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом. С помощью тех же людей мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся… Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину.

80 погорельцев разместились в доме Голицыных. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни» .

XIX — начало XX века: Пушкин, Московский эрмитаж и квартиры

После войны 1812 года начинается новый этап в жизни усадьбы. Здесь на балах неоднократно бывал Александр Сергеевич Пушкин. В усадебной церкви, которая располагалась в северном крыле второго этажа, он планировал венчаться с Натальей Гончаровой. Лишь из-за запрета церковных властей обряд венчания пришлось перенести в приходскую церковь невесты — церковь Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»; ул. Большая Никитская, 36 строение 1).

Домовая церковь в усадьбе Голицыных. Фото из архива ИФ РАН

В 1834 году в усадьбе побывал А.И.Герцен, дело которого вел Сергей Михайлович Голицын, занимавший в то время должность попечителя Московского учебного округа.

После смерти бездетного Сергея Михайловича Голицына в 1859 году его состояние перешло к его племяннику Михаилу Александровичу (1804-1960), который, будучи дипломатом, жил большей частью за границей и, по слухам, принял католичество. После его смерти владение усадьбой перешло к его сыну, «другу лошадей, а не книг» Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915).

В 1865 году Голицынский дом на 20 лет превратился в «Московский эрмитаж», куда раз в неделю могли попасть все желающие. Здесь экспонировалось около 200 полотен западноевропейских художников, а также книги и редкости, собранные преимущественно Михаилом Александровичем Голицыным: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, Робер, Рубенс, Тициан…

Двор усадьбы Голицыных и Музей изобразительный искусств имени Пушкина

В 1885 году из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Первый этаж главного дома еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…

С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына» . Так оно и случилось…

В конце XIX века левый флигель усадьбы был перестроен по проекту архитектора Василия Загорского (строившего впоследствии Консерваторию). В нем разместился «Княжий двор» — меблированные комнаты. В наши дни здесь располагается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.

Усадьба Голицыных и Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков

В 1903 году Сергей Михайлович продал усадьбу «Московскому художественному обществу». Усадебные флигели, выходившие на Волхонку, были перестроены под квартиры. Среди знаменитых постояльцев «Княжего двора» были художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин и многие другие знаменитости. В 1911 году в квартире в одном из флигелей поселился Борис Леонидович Пастернак со своей семьей, проживший здесь четверть века.

XX век: Коммунистическая академия и Институт философии

В 1918 году в стенах бывшей усадьбы разместилась Социалистическая академия общественных наук , которая в 1924 году была переименована в Коммунистическую академию . Она была задумана как как мировой центр социалистической мысли. В 1936 году учреждения Коммунистической академии были переведены в Академию наук СССР, поскольку параллельное существование Академии наук и Коммунистической Академии было признано нецелесообразным.

В 1919–1921 годах в усадьбе Голицыных на Волхонке также находился возглавляемый Кандинским Музей живописной культуры .

Усадьба Голицыных после революции

В 1925 году по соседству с бывшей усадьбой Голицыных в бывшей Первой мужской гимназии (ул. Волхонка, дом 16) разместился Коммунистический университет трудящихся Китая , просуществовавший в Москве до 1930 года и готовивший кадры для Гоминьдана и Коммунистической партии Китая.

Главное здание бывшей усадьбы Голицыных в 1928-1930 годах было надстроено двумя этажами, в результате чего был уничтожен венчающий портик фронтон. Здесь разместился Институт философии АН СССР , входивший в состав Коммунистической академии. Многие помещения внутри лишились своей первоначальной отделки.

Уже надстроенное здание бывшей усадьбы Голицыных и еще не снесенные усадебные флигели вдоль Волхонки. Фото из архива ИФ РАН

Еще не снесенные флигели вдоль Волхонки, Коммунистическая академия и Музей изобразительных искусств. Фото с Храма Христа Спасителя

Здание Института философии РАН вскоре после реконструкции. Фото из архива ИФ РАН

Здание ИФ РАН на Волхонке в момент переезда

Уголок в бывшей усадьбе Голицыных

Рядом по улице Волхонке позади левого флигеля в начале 1930-х годов была построена заправка, которая должна была стать частью грандиозного комплекса Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Флигели, выходившие на Волхонку, были снесены, однако красная линия улицы хорошо прослеживается до сих пор.

XXI век: музей или институт?

В 1990-2000 годах особняк на Волхонке по-прежнему находился в собственности Института философии РАН. Некоторые помещения второго этажа были отреставрированы, в них разместились Библиотека, Красный зал, помещения научных секторов. Четвертый и пятый этажи были заняты научными секторами и другими подразделениями института. На первом и пятом этажах также располагались учебные аудитории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Эти стены помнят жаркие философские споры, выступления знаменитых ученых, религиозных и политических деятелей. «Наш философский дом», — так называли 80 с лишним лет этот особняк на Волхонке.

Однако в конце 2000-х годов встал вопрос о передаче бывшей усадьбы Голицыных в собственность Пушкинского музея, которому катастрофически не хватало помещений для размещения своих коллекций.

Зал Ученого совета Института философии РАН на 5-м этаже

Барельефы в Красном зале

Потолок в Красном зале

Потолок в Красном зале

Светильник в Красном зале

Потолок в одном из залов второго этажа

Первоначальный проект строительства «Музейного городка» по проекту британского архитектора сэра Нормана Фостера вызвал множество скандалов. Градозащитники опасались, что многие исторические усадьбы здесь будут перестроены, а их части, мешающие новому облику квартала, снесены вовсе. По недоразумению или чьему-то злому умыслу были противопоставлены интересы музея и сотрудников Института философии, этот конфликт продолжался несколько лет.

Наш сектор Восточных философий в день переезда

Тем не менее, в 2015 году Институт философии переехал в огромный особняк на Таганке (Гончарная улица, 12с1), а в главном доме усадьбы Голицыных разместилась выставка «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром. Импровизация. Звук».

Городская усадьба Голицыных. План первого этажа.